Штриховое кодирование товара — кодирование информации о потребительских свойствах товара с помощью системы условных символов - темных и светлых полос (штрихов и пробелов), которые проставляются на упаковке товара либо на этикетке к нему, что позволяет производить расшифровку закодированной информации с помощью специальных электронных считывающих устройств.
Штриховое кодирование товара сопровождается, как правило, цифрами, которые обозначают товарный номер, присваиваемый каждому виду продукции, реализуемой на потребительском рынке через розничную торговлю. В этом номере заложена информация о виде товара, его размерах, упаковке, цвете, стране-производителе, фирме-производителе или реализаторе и т.д. В настоящее время действуют две системы
штрихового кодирования товаров - Европейской ассоциации товарной нумерации (ЕАН) и объединенного кодирования товаров (upc), товарный знак первой системы имеет 13 или 8 цифр, второй - только шесть. В первых цифрах товарного номера системы ean, например, зашифрована страна-производитель: от 00 до 09 - США и Канада; от 30 до 37 - Франция; 380 - Болгария; от 460 до 469 - Россия; 590 - Польша; 888 - Сингапур и т.д. Во многих странах законодательство запрещает импорт и реализацию товара без
штрихового кодирования.