Государства, заинтересованные в расширении деятельности своих национальных транспортных предприятий в международных сообщениях, всегда стремились к международному сотрудничеству в целях выработки
унифицированных условий перевозок грузов и пассажиров, а также согласования юридических норм, относящихся к режиму нахождения перевозочных средств и обслуживающего их персонала в пределах юрисдикции договаривающихся сторон, и по многим другим вопросам. В результате этих усилий заключено значительное число международных соглашений и конвенций по отдельным видам транспорта. В отдельных случаях многосторонние соглашения о международных перевозках заключаются на уровне транспортных предприятий разных стран.
Законодательство РФ в области транспортного экспедирования еще достаточно молодо: первый специализированный закон "О транспортно-экспедиционной деятельности" появился всего 7 лет назад. Правовой основой, регулирующей взаимоотношения грузовладельца и перевозчика при осуществлении внутренних и внешних перевозок грузов, являются нормативные и законодательные документы по видам транспорта – Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, уставы железнодорожного,
автомобильного, речного транспорта, инструкции и положения ведомственного
характера, правила перевозок, технические условия погрузки и крепления грузов, прейскуранты по тарифным ставкам, а также другие документы. С наиболее важными актами российского законодательства в сфере транспорта Вы сможете ознакомиться в разделе "Российское законодательство".
В разделе "Международное законодательство" приведены Конвенция ООН о международных смешанных перевозках и некоторые правовые акты международного транспортного права, регламентирующие деятельность различных видов транспорта. Необходимо помнить, что правовое регулирование перевозок груза в межгосударственном сообщении носит отраслевой характер, т.е. зависит от транспорта, применяемого в перевозке.
К сожалению нужно признать тот факт, что в нашей стране некоторые виды транспорта функционируют на основании внутренних норм, которые иногда в корне отличаются от международных норм права. Конечно, это очень усложняет организацию международных сношений. И эта ситуация должна быть исправлена в максимально короткие сроки, т.к. с законодательством, не соответствующим, а местами противоречащим международным правовым нормам, к сожалению, нельзя говорить об успешной интеграции России в международную систему транспортных услуг. Трапнспортная деятельность должна работать по общепринятым правилам.
Сегодня по причинам экономического и организационного характера назрела необходимость унификации норм российского и международного транспортного законодательства. Процесс согласования российских и международных норм есть необходимый инстумент внешнеэкономической политики страны.