В данном разделе содержатся наиболее значимые международные правовые акты, которые применяются в сфере грузовых перевозок. Для Вашего удобства все акты разбиты по разделам. Каждому разделу соответствует тот или иной вид транспорта.
Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов была принята в Женеве, 24 мая 1980 г. Конвенция дала определение таким терминам как международная смешанная перевозка, оператор смешанной перевозки, договор смешанной перевозки, документ смешанной перевозки. Конвенция уделяет особое внимание пределу ответственности оператора смешанной перевозки в случае утраты или повреждения груза. Конвенция предусматривает претензионный порядок урегулирования разногласий. Нормы Конвенции носят императивный характер.
Другое название этого документа – CMR, согласно аббревиатуре оригинального названия на французском языке. Россия является участницей Конвенции как правопреемник СССР. Настоящая Конвенция применяется к автомобилям, автомобилям с полуприцепами, прицепам и полуприцепам. Конвенция не применяется к международным почтовым перевозкам и к перевозке мебели при переездах. Автомобильный перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза, однако размер ответственности ограничен.
В реальности комплекс международных договоров, регулирующих воздушные перевозки в межгосударственном сообщении, включает в себя Варшавскую Конвенцию 1929 г., 2 дополнительных Конвенции, 6 Протоколов и 2 Соглашения. Однако мы в этом разделе остановимся на двух: Варшавской Конвенции 1929 г. и Гаагском протоколе 1955 г., т.к. Россия на основе правопреемства является участницей именно этих Соглашений. Варшавская Конвенция 1929 г. дает определение международной перевозке, регулирует как договор перевозки пассажира и багажа, так и договор перевозки грузов, определяет предел ответственности воздушного перевозчика.
В 1955 году в Варшавскую конвенцию 1929 г. были внесены изменения, получившие название Гаагского протокола. Протокол внёс в Конвенцию ряд поправок, направленных на упрощение формы перевозочных документов и порядка их использования. В протоколе предусматривается, что перевозчик не может ссылаться на положения Варшавской конвенции 1929 года, освобождающие его от ответственности или ограничивающие её, если в билете будет отсутствовать уведомление о применимости к данной перевозке Варшавской конвенции.
Часто этот документ именуют Будапештской конвенцией, т.к. он был подписан в 2000 г. в городе Будапеште в рамках дипломатической конференции. Это первый европейским договор, который регламентирует и регулирует договорно-правовые отношения, связанные с перевозками грузов по внутренним водным путям.
Данный документ стал результатом изменений, внесенных в Международную Конвенцию об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. Протоколом 1968 г. и Протоколом 1979 г. Россия присоединилась к правилам Гаага-Висби в 1988 г.
Страны-участницы этой Конвенции, принятой в 1979 г., не могут одновременно быть участниками других конвенций, регламентирующих морскую перевозку грузов. Гамбургские правила регулируют только те положения договора перевозки, которые относятся к перевозке груза морем.
Это Соглашение было заключено в 1951 г. между социалистическими странами Европы и Азии. В настоящее время действует редакция Соглашения от 01 июля 2007 г.; его участниками являются бывшие страны СССР, а также государства бывшего соцлагеря. Конвенция дает определение термину «прямое международное железнодорожное сообщение», устанавливает форму накладной, порядок ее оформления.
В международном экспедировании широкое распространение получила практика предоставления экспедиторами, расположенными в различных странах, друг другу взаимных услуг на территории своей страны. Такая практика оформляется соответствующим соглашением, заключенным этими экспедиторами. С целью упорядочения этого процесса и создания единого унифицированного правового поля ФИАТА в 2004 г. утвердила Типовое корреспондентское соглашение. Это соглашение в равной степени учитывает интересы его участников и отвечает требованиям, предъявляемым к международной экспедиторской деятельности.