В РФ для предъявления к перевозке тарных и штучных грузов грузоотправитель обязан отмаркировать каждое грузовое место в соответствии с общими правилами маркировки грузов по ГОСТ 14192-96, ГОСТ Р 51474-99 и с нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта.
Маркировкой называют надписи, рисунки, знаки и условные обозначения, которые наносят на грузовые места (далее ГМ) – единицу тары с содержимым или несколько таких единиц, составляющих единое целое при транспортировании, для опознания груза и характеристики способов обращения с ним при перевозке, хранении и выполнении ПРР.
Назначение маркировки заключается в следующем:
- достижение грузом места назначения предписанным путем;
- указание на способы обращения с грузом при его перевозке, хранении и распаковке;
- обеспечение комплектности груза и сохранности его доставки.
По назначению маркировка делится на товарную, отправительскую, транспортную и специальную.
Товарную маркировку наносит изготовитель товара на изделие или потребительскую тару. Товарная маркировка содержит сведения, интересующие потребителя и относящиеся к содержанию товара, его качеству и т.п.; как минимум в товарную маркировку входит наименование груза и организации-изготовителя.
Отправительская (или грузовая) маркировка должна содержать реквизиты, определяющие принадлежность груза к определенной партии, следующей по товаротранспортному документу (пункт отправления и грузоотправитель, пункт назначения и грузополучатель).
Транспортная маркировка наносится отправителем на все ГМ независимо от отправительской маркировки в виде дроби: в числителе указывается порядковый номер, под которым отправка зарегистрирована у отправителя, а знаменателе – число ГМ в данной отправке.
Специальная маркировка наносится грузоотправителем на ГМ, если они требуют особого обращения при перевозке, хранении и ПРР, и представляет собой уловные знаки или короткие надписи.
В соответствии с ГОСТ 14192-96 устанавливают следующие группы надписей:
основные:
- полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя;
- наименование пункта назначения. Если пунктом назначения является ж/д станция (порт), должно быть указано полное наименование станции (порта);
- количество ГМ в партии и порядковый номер места внутри партии указывают дробью: в числителе – порядковый номер места в партии, в знаменателе – количество мест в партии. Количество ГМ и порядковый номер места следует указывать при перевозке:
дополнительные:
- полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя;
- наименование пункта отправления;
- надписи транспортных организаций (содержание надписей и порядок нанесения устанавливаются правилами транспортных ведомств).
информационные:
- указание массы брутто и нетто ГМ в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках, а также не наносить массу брутто и нетто или количество изделий в штуках, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию;
- габаритные размеры ГМ в сантиметрах (длина, ширина и высота или диаметр и высота). Габаритные размеры можно не указывать, если ни один из габаритных размеров не превышает 1м при транспортировании груза на открытом подвижном составе, 1,2 м – в крытом и 0,7 м – при транспортировке воздушным транспортом.
При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи, при этом вместо порядкового номера места и количества ГМ в партии наносят общее количество пакетов в партии (в числителе); количество ГМ в пакете (в знаменателе), порядковый номер пакета (в скобках).
Например: 3/50 (2).
Основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не наносят на отдельные ГМ из которых сформирован пакет. На пакетах, сформированных из грузов, перевозимых без упаковки, необходимость нанесения общего количества пакетов в партии, количества ГМ в пакете и порядкового номера пакета устанавливают в нормативном документе на конкретные виды продукции.
Порядок расположения транспортной маркировки:
1 - манипуляционные знаки (предупредительные надписи);
2 – допускаемые предупредительные надписи;
3 – количество мест в партии, порядковый номер внутри в партии;
4 – наименование грузополучателя и пункта назначения;
5 – наименование пункта перегрузки;
6 – надписи транспортных организаций;
7 – наименование грузоотправителя;
8 – наименование пункта отправления;
9 – страна изготовитель и (или) страна поставщик;
10 – масса нетто;
11 – масса брутто;
12 – габаритные размеры грузового места;
13 – объем грузового места
Изображение, наименование и назначение манипуляционных знаков на транспортной маркировке должны соответствовать ГОСТ 14192-96.
Манипуляционные знаки наносят непосредственно на тару или упаковку, ярлыки или этикетки на каждое ГМ в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары и упаковки.
Знаки должны быть темного цвета на светлой поверхности и наоборот.
Существуют различные способы нанесения манипуляционных знаков: по трафарету, типографским, литографским способом, штемпелеванием, продавливанием, маркировочными машинами, выжиганием. Краска, применяемая для нанесения знаков, не должна быть липкой и стираемой; при необходимости краска должна быть водо-, свето-, солестойкой, стойкой к воздействию тропического климата, высокой и низкой температуры.
Размер знака принимают в зависимости от размера, формы тары (упаковки), способа нанесения упаковки. Необходимость нанесения знаков устанавливают в стандартах или других нормативных документах на продукцию.
Типичные манипуляционные знаки, используемые при маркировке груза:
Если способ обращения с грузом невозможно выразить только манипуляционными знаками, допускается применять предупредительные надписи.
В зависимости от вида тары принято располагать знаки в следующих местах:
Пример расположения транспортной маркировки:
Пример расположения транспортной маркировки для экспортного груза:
Транспортная маркировка (основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки) согласно ГОСТ 14192-96 должна быть нанесена на ярлыки (бумажные, картонные, фанерные, металлические и др.) или непосредственно на тару. При транспортировании грузов на открытом ПС, а также мелкими отправками, при хранении груза более одного года маркировку следует нанести непосредственно на тару или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность маркировки.
При перевозке грузов в универсальных контейнерах (кроме автомобилей и контейнеров загружаемых мелкими отправками) основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) можно не наносить.
На пакеты, сформированные без поддонов или на четырехзаходных поддонах, маркировку наносят на соседние боковую и торцевую поверхности. На пакеты, сформированные на двухзаходных поддонах, маркировку наносят на двух захватных сторонах.
Маркировка экспортных и импортных грузов имеет свои особенности.
На экспортных грузах надписи делают на языке страны получателя (зачастую, как правило, на английском). Маркировка содержит условное (сокращенное) наименование экспортера и получателя, номер заказа (контракта), номер ГМ и количество ГМ в партии, массу нетто и брутто, габариты ГМ.
Маркировка импортных грузов по содержанию аналогична с маркировкой экспортных грузов. Дополнительно, пункт назначения и наименование получателя указывают на русском языке.
Маркировка контейнеров
Все контейнеры, предъявляемые к перевозке, должны иметь маркировку.
Маркировка крупнотоннажных контейнеров, требования к которой определяет ГОСТ 25588-83, полностью соответствующий международному стандарту ISO 6346, состоит из основной и дополнительной маркировок.
Основная маркировка контейнера состоит из 17 знаков (6 букв латинского алфавита и 11 цифр) и включает в себя следующие кодовые обозначения по ГОСТ 25290-82 (ISO 3166):
Пример кодового обозначения закрытого контейнера типа 1С с проемом, открывающимся в одной или обеих торцевых стенках (код 2000), принадлежащего РЖД:
SZDU 239796
SU 2000
Контейнер имеет серийный номер 239796, контрольное число (в данном случае 2) вычисляется по специальному алгоритму на основании кода владельца и серийного номера контейнера. В маркировке контрольное число заключается в рамку.
Код размера контейнера - первые две цифры указывают на размеры контейнера, как по длине, так и по высоте. Первая обозначает длину: 1-10 футов (2991 мм, IDX), 2-20 футов (6058 мм), 3-30 футов (9125 мм), 4-40 футов (12192 мм). Вторая обозначает высоту: 0 и 1 – 2438 мм; 4 и 5 – более 2591 мм (хотя пока такая высота для контейнеров не применяется), а также указывает на наличие паза для Г-образных прицепов типа «гусиная шея»: 0 и 2 – без такого паза; 1 и 3 – с пазом.
Контрольное число - расчет контрольного числа производится в такой последовательности:
- каждому буквенному знаку кода владельца присваивается цифровой эквивалент:
A - 10, B - 12, C - 13, D - 14, E - 15, F - 16, G - 17, H - 18, I - 19, J - 20,
K - 21, L - 23, M - 24, N - 25, O - 26, P - 27, Q - 28, R - 29, S - 30, T - 31,
U - 32, V - 34, W - 35, X - 36, Y - 37, Z - 38
- каждый цифровой эквивалент кода и каждую цифру номера умножают на весовой коэффициент, который представляет собой степень числа 2 от 0 до 9 (по числу знаков в коде владельца и номера контейнера), т. е. первый знак умножается на 20, второй - на 21, последний, десятый - на 29;
- результаты умножения складываются и делятся на модуль, равный 11;
- остаток, полученный в результате деления, является контрольным числом.
Остаток |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Контрольное число |
0 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Пример расчета контрольного числа для первой строки кода контейнера RZDU 123456. Оно оказалось равным 9. Следовательно, маркировочный номер контейнера будет иметь вид RZDU 123456[9].
Код владельца и номер контейнера |
R |
Z |
D |
U |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Значения цифровых эквивалентов |
29 |
38 |
14 |
32 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Весовые коэффициенты |
1 |
2 |
4 |
8 |
16 |
32 |
64 |
128 |
256 |
512 |
Произведения цифровых эквивалентов на весовые коэффициенты |
29 |
76 |
56 |
256 |
16 |
64 |
192 |
512 |
1280 |
3072 |
Сумма всех произведений |
5553 |
|||||||||
Частное от деления на 11 |
504,остаток 9 |
|||||||||
Контрольное число |
9 |
Код типа контейнера:
Тип контейнера |
Конструктивные особенности |
Кодовое обозначение |
Универсальный общего назначения |
Проем(ы) в одном или обоих торцах |
0 |
Проем(ы) в одном или обоих торцах и проем(ы) по всей поверхности одной или обеих боковых стенок |
1 |
|
Проем(ы) в одном или обоих торцах и проем(ы) в части одной или обеих боковых стенок |
1 |
|
Проем(ы) в одном или обоих торцах и открываемая крыша |
3 |
|
Проем(ы) в одном или обоих торцах, проем(ы) в одной или обеих боковых стенках и открываемая крыша |
4 |
|
Резерв |
05-09 |
|
Закрытый с естественной вентиляцией |
С отверстиями для пассивной вентиляции в верхней части грузового пространства, общая площадь поперечного сечения вентиляционного отверстия < 25 см/м номинальной длины контейнера |
10 |
С отверстиями для пассивной вентиляции в верхней части грузового пространства, общая площадь поперечного сечения вентиляционного отверстия > 25 см/м номинальной длины контейнера |
11 |
|
Резерв |
12 |
|
Закрытый с принудительной вентиляцией |
Немеханическая система с вентиляционными отверстиями в нижней и верхней частях грузового пространства |
13 |
Резерв |
14 |
|
Механическая вентиляционная система, расположенная внутри контейнера |
15 |
|
Резерв |
16 |
|
Механическая вентиляционная система, расположенная снаружи контейнера |
17 |
|
Резерв |
18, 19 |
|
Закрытый для сухих неслеживающихся грузов |
Закрытый |
20 |
С естественной вентиляцией |
21 |
|
С принудительной вентиляцией |
22 |
|
Воздухонепроницаемый |
23 |
|
Резерв |
24 |
|
Узкоспециализированный |
Для перевозки живности |
25 |
Для перевозки автомобилей |
26 |
|
Резерв |
27-29 |
|
Изотермический: |
|
|
охлаждаемый |
С расходуемым хладагентом, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2 |
30 |
С машинным охлаждением, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2 |
31 |
|
охлаждаемый и обогреваемый |
Охлаждаемый и обогреваемый, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2 |
32 |
обогреваемый |
Обогреваемый, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2 |
33 |
Резерв |
34, 35 |
|
охлаждаемый и обогреваемый с собственной рефрижераторной установкой |
С машинным охлаждением, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2 |
36 |
Охлаждаемый и обогреваемый, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2 |
37 |
|
Обогреваемый, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2 |
38 |
|
Резерв |
39 |
|
охлаждаемый и (или) обогреваемый со съемным оборудованием |
Охлаждаемый и (или) обогреваемый со съемным оборудованием, расположенным снаружи контейнера |
40 |
Охлаждаемый и (или) обогреваемый со съемным оборудованием, расположенным внутри контейнера |
41 |
|
Охлаждаемый и (или) обогреваемый со съемным оборудованием, расположенным снаружи контейнера |
42 |
|
Резерв |
43, 44 |
|
теплоизолированный |
Изоляция 0,4 Вт/(м2/°С) |
45 |
Изоляция 0,7 Вт/(м2/°С) |
46 |
|
Резерв |
47 - 49 |
|
С открытым верхом |
Проем(ы) в одном или обоих торцах |
50 |
Проем(ы) в одном или обоих торцах и съемная верхняя торцовая балка(и) |
51 |
|
Проем(ы) в одном или обоих торцах и в одной или обеих боковых стенках |
52 |
|
Проем(ы) в одном или обоих торцах, в одной или обеих боковых стенках и съемный верхний элемент(ы) в торцовой раме(ах) |
53 |
|
Проем(ы) в одном или обоих торцах, отверстие в одной боковой стенке и проем в другой |
54 |
|
Резерв |
55 - 59 |
|
Контейнер-платформа |
Контейнер - платформа |
60 |
Контейнер на базе платформы с неполной надстройкой |
С полными жестко закрепленными торцами |
61 |
С жестко закрепленными отдельно стоящими стойками |
62 |
|
С полными складными торцами |
63 |
|
Со складными отдельно стоящими стойками |
64 |
|
Контейнер на базе платформы с полной надстройкой (открытый с боков) |
С крышей |
65 |
С открытым верхом |
66 |
|
С открытым верхом и открытый с торцов (каркасный) |
67 |
|
Резерв |
68, 69 |
|
Контейнер-цистерна |
Для неопасных жидкостей с испытательным давлением, мПа: |
|
0,045 |
70 |
|
0,15 |
71 |
|
0,265 |
72 |
|
Для опасных жидкостей с испытательным давлением, мПа: |
|
|
0,15 |
73 |
|
0,265 |
74 |
|
0,4 |
75 |
|
0,6 |
76 |
|
Для опасных газов с испытательным давлением, мПа: |
|
|
1,05 |
77 |
|
2,2 |
78 |
|
Контейнер-цистерна |
Испытательное давление будет установлено позже |
79 |
Для сухих сыпучих неслежи-вающихся грузов, хопперы |
Закрытый |
80 |
Для сухих сыпучих неслеживающихся грузов, хопперы |
С естественной вентиляцией |
81 |
С принудительной вентиляцией |
82 |
|
Воздухонепроницаемый |
83 |
|
Резерв |
84 |
|
Для сухих сыпучих слеживающихся грузов |
Горизонтальная разгрузка, испытательное давление, мПа: |
|
0,15 |
85 |
|
0,265 |
86 |
|
Разгрузка опрокидыванием, испытательное давление, мПа: |
|
|
0,15 |
87 |
|
0,265 |
88 |
|
Резерв |
89 |
|
Для воздушных (наземных) перевозок (интермодальные) |
- |
90 - 99 |
Если особенности конструкции контейнера не позволяют выполнить маркировку в две строки, допускается ее расположение в одной строке или в одном столбце.
Дополнительная маркировка включает в себя эксплуатационные и дополнительные знаки и надписи.
К эксплуатационным надписям относятся:
Табличка КБК:
В связи с тем, что контейнер является транспортным оборудованием для перевозок грузов не только в пределах одной страны, но и между государствами, он должен быть не только стандартным в отношении размеров, но и безопасным для обслуживающего персонала при перевозках. Это достигается его конструкцией, применяемым материалом и прочностью. В подтверждение этих фактов на контейнер прикрепляется табличка КБК (Конвенция по безопасным контейнерам), которая выдается квалификационным и надзорным органом своей страны (если таковой имеется) или другой страны. Контейнер в связи с этим считается аттестованным на предмет безопасности для стран, подписавших КБК.
Табличка безопасности прикрепляется на левой двери контейнера в нижней ее части. На табличке указаны следующие сведения в пределах полей 1 - 9 по порядку:
Страны, Подписавшие КБК, взаимно признают контейнеры с табличками, аттестованными национальными квалификационными органами. Объемы и методики обязательных испытаний контейнеров содержатся в стандарте ИСО, а также в национальных стандартах (например, ГОСТ 20260 бывшего СССР).
Табличка КБК служит гарантом безопасности контейнера.
Табличка о допущении перевозок грузов под таможенными печатями и пломбами:
В целях обеспечения беспрепятственных и сохранных перевозок грузов в международном сообщении через пограничные переходы, контейнер снабжается табличкой, свидетельствующей о допущении к перевозке с таможенными печатями и пломбами. Наличие такой таблички является гарантом того, что контейнер полностью отвечает таможенным требованиям на перевозку в них грузов. Порядок выдачи такой таблички также определен и реализуется национальными и международными квалификационными органами.
a – установленная компетентными органами РФ (надписи на английском языке могут быть выполнены на французском языке);
б – установленная компетентными зарубежными органами.
Маркировка по коду стран:
AD |
Andorra |
GM |
Gambia |
NP |
Nepal |
AE |
United Arab Emirates |
GN |
Guinea |
NR |
Nauru |
AF |
Afghanistan |
GP |
Guadaloupe |
NU |
Niue |
AG |
Antigua & Barbuda |
GQ |
Equatorial Guinea |
NZ |
New Zealand |
AI |
Anguilla |
GR |
Greece |
OM |
Oman |
AL |
Albania |
GT |
Guatamala |
PA |
Panama |
AM |
Armenia |
GU |
Guam |
PC |
Marshall Islands |
AN |
Netherlands Antilles |
GW |
Guinee Bissau |
PE |
Peru |
AO |
Angola |
HK |
Hong Kong |
PF |
French Polynesia |
AQ |
Antartica |
HN |
Honduras |
PG |
Papua New Guinea |
AR |
Argentina |
HR |
Croatia |
PH |
Philippines |
AS |
Samoa ( American ) |
HT |
Haiti |
PK |
Pakistan |
AT |
Austria |
HU |
Hungary |
PL |
Poland |
AU |
Australia |
ID |
Indonesia |
PM |
St. Pierre & Miquelon |
AW |
Aruba |
IE |
Ireland |
PR |
Puerto Rico |
AZ |
Azerbaidjan |
IL |
Israel |
PT |
Portugal |
BB |
Barbados |
IN |
India |
PY |
Paraguay |
BD |
Bangladesh |
IQ |
Iraq |
QA |
Qatar |
BE |
Belgium |
IR |
Iran |
RE |
Reunion |
BF |
Burkina Faso |
IS |
Iceland |
RO |
Roumania |
BG |
Bulgaria |
IT |
Italy |
RU |
Russia |
BH |
Bahrain |
JM |
Jamaica |
RW |
Rwanda |
BI |
Burundi |
JO |
Jordan |
SA |
Saudi Arabia |
BJ |
Benin |
JP |
Japan |
SB |
Solomon Islands |
BM |
Bermuda |
JT |
Johnston Island |
SC |
Seychelles Islands |
BN |
Brunei Darussalam |
KE |
Kenya |
SD |
Sudan |
BO |
Bolivia |
KG |
Kyrgyzstan |
SE |
Sweden |
BR |
Brazil |
KH |
Kampuchea |
SG |
Singapore |
BS |
Bahamas |
KI |
Kiribati |
SH |
St. Helena |
BT |
Bhutan |
KM |
Comoros |
SI |
Slovenia |
BW |
Botswana |
KN |
St. Kitts & Nevis |
SK |
Slovakia |
BY |
Belarus |
KP |
Korea ( North ) |
SL |
Sierra Leone |
BZ |
Belize |
KR |
Korea ( South ) |
SM |
San Marino |
CA |
Canada |
KW |
Kuwait |
SN |
Senegal |
CC |
Cocos Islands |
KY |
Cayman Islands |
SO |
Somalia |
CF |
Cent African Republic |
KZ |
Kazakstan |
SR |
Suriname |
CG |
Congo |
LA |
Lao |
ST |
Sao Tome & Principe |
CH |
Switzerland |
LB |
Lebanon |
SV |
El Salvador |
CI |
Ivory Coast |
LC |
St. Lucia |
SY |
Syria |
CK |
Cook Islands |
LI |
Liechtenstein |
SZ |
Swaziland |
CL |
Chile |
LK |
Sri Lanka |
TC |
Turks & Caicos Islands |
CM |
Cameroon |
LR |
Liberia |
TD |
Chad |
CN |
China |
LS |
Lesotho |
TG |
Togo |
CO |
Colombia |
LT |
Lituania |
TH |
Thailand |
CR |
Costa Rica |
LU |
Luxembourg |
TJ |
Tajikistan |
CS |
Czech Republic |
LV |
Latvia |
TM |
Turkmenistan |
CU |
Cuba |
LY |
Libya |
TN |
Tunisia |
CV |
Cape Verde |
MA |
Morocco |
TO |
Tonga |
CX |
Christmas Islands |
MC |
Monaco |
TR |
Turkey |
CY |
Cyprus |
MD |
Moldova |
TT |
Trinidad & Tobago |
DE |
Germany |
MG |
Madagascar |
TV |
Tuvalu |
DJ |
Djibouti |
MI |
Midway Islands |
TW |
Taiwan |
DK |
Denmark |
MK |
Macedonia |
TZ |
Tanzania |
DM |
Domenica |
ML |
Mali |
UA |
Ukraine |
DO |
Domenican Republic |
MN |
Mongolia |
UG |
Uganda |
DZ |
Algeria |
MO |
Macau |
US |
U.S.A. |
EC |
Ecuador |
MQ |
Martinique |
UY |
Uruguay |
EE |
Estonia |
MR |
Mauritania |
UZ |
Uzbekistan |
EG |
Egypt |
MS |
Montserrat |
VC |
St.Vincent & Grenadines |
ES |
Spain |
MT |
Malta |
VE |
Venezuela |
ET |
Ethiopia |
MU |
Mauritius |
VG |
Virgin Islands ( British ) |
FI |
Finland |
MV |
Maldives |
VI |
Virgin Islands ( U.S. ) |
FJ |
Fiji |
MW |
Malawi |
VN |
Vietnam |
FK |
Falkland Islands |
MX |
Mexico |
VU |
Vanuatu |
FO |
Faeroe Islands |
MY |
Malaysia |
WF |
Wallis & Futuna |
FR |
France |
MZ |
Mozambique |
WK |
Wake Island |
GA |
Gabon |
NA |
Namibia |
WS |
Samoa |
GB |
United Kingdom |
NC |
New Caledonia |
YD |
Yemen ( Democratic ) |
GD |
Grenada |
NE |
Niger |
YE |
Yemen Arab Republic |
GE |
Georgia |
NF |
Norfolk Island |
YU |
Yugoslavia |
GF |
French Guyana |
NG |
Nigeria |
ZA |
South Africa |
GH |
Ghana |
NI |
Nicaragua |
ZM |
Zambia |
GI |
Gibraltar |
NL |
Netherlands |
ZR |
Zaire |
GL |
Greenland |
NO |
Norway |
ZW |
Zimbabwe |