Бесплатный звонок по РФ 8 (800) 234 0 234
Great Britain flag

Правила маркировки грузов

В РФ для предъявления к перевозке тарных и штучных грузов грузоотправитель обязан отмаркировать каждое грузовое место в соответствии с общими правилами маркировки грузов по ГОСТ 14192-96, ГОСТ Р 51474-99 и с нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта.

Маркировкой называют надписи, рисунки, знаки и условные обозначения, которые наносят на грузовые места (далее ГМ) – единицу тары с содержимым или несколько таких единиц, составляющих единое целое при транспортировании, для опознания груза и характеристики способов обращения с ним при перевозке, хранении и выполнении ПРР.

Назначение маркировки заключается в следующем:

- достижение грузом места назначения предписанным путем;

- указание на способы обращения с грузом при его перевозке, хранении и распаковке;

- обеспечение комплектности груза и сохранности его доставки.

По назначению маркировка делится на товарную, отправительскую, транспортную и специальную.

Товарную маркировку наносит изготовитель товара на изделие или потребительскую тару. Товарная маркировка содержит сведения, интересующие потребителя и относящиеся к содержанию товара, его качеству и т.п.; как минимум в товарную маркировку входит наименование груза и организации-изготовителя.

Отправительская (или грузовая) маркировка должна содержать реквизиты, определяющие принадлежность груза к определенной партии, следующей по товаротранспортному документу (пункт отправления и грузоотправитель, пункт назначения и грузополучатель).

Транспортная маркировка наносится отправителем на все ГМ независимо от отправительской маркировки в  виде дроби: в числителе указывается порядковый номер, под которым отправка зарегистрирована у отправителя, а знаменателе – число ГМ в данной отправке.

Специальная маркировка наносится грузоотправителем на ГМ, если они требуют особого обращения при перевозке, хранении и ПРР, и представляет собой уловные знаки или короткие надписи.

 

В соответствии с ГОСТ 14192-96 устанавливают следующие группы надписей:

основные:

- полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя;

- наименование пункта назначения. Если пунктом назначения является ж/д станция (порт), должно быть указано полное наименование станции (порта);

- количество ГМ в партии и порядковый номер места внутри партии указывают дробью: в числителе – порядковый номер места в партии, в знаменателе – количество мест в партии. Количество ГМ и порядковый номер места следует указывать при перевозке:

  • разнородных или разносортных грузов в однотипной таре (например разные сорта хлопка в кипах);
  • однородных грузов в разнотипной таре;
  • однородных грузов, когда недопустимо смешение сортов в партии;
  • комплектов оборудования;
  • грузов в одном вагоне мелкими отправками.

дополнительные:

- полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя;

- наименование пункта отправления;

- надписи транспортных организаций (содержание надписей и порядок нанесения устанавливаются правилами транспортных ведомств).

информационные:

- указание массы брутто и нетто ГМ в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках, а также не наносить массу брутто и нетто или количество изделий в штуках, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию;

 - габаритные размеры ГМ в сантиметрах (длина, ширина и высота или диаметр и высота). Габаритные размеры можно не указывать, если ни один из габаритных размеров не превышает 1м при транспортировании груза на открытом подвижном составе, 1,2 м – в крытом и 0,7 м – при транспортировке воздушным транспортом.

 

При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи, при этом вместо порядкового номера места и количества ГМ в партии наносят общее количество пакетов в партии (в числителе); количество ГМ в пакете (в знаменателе), порядковый номер пакета (в скобках).

Например: 3/50 (2).

Основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не наносят на отдельные ГМ из которых сформирован пакет. На пакетах, сформированных из грузов, перевозимых без упаковки, необходимость нанесения общего количества пакетов в партии, количества ГМ в пакете и порядкового номера пакета устанавливают в нормативном документе на конкретные виды продукции.

 

Порядок расположения транспортной маркировки:

1 - манипуляционные знаки (предупредительные надписи);

2 – допускаемые предупредительные надписи;

3 – количество мест в партии, порядковый номер внутри в партии;

4 – наименование грузополучателя и пункта назначения;

5 – наименование пункта перегрузки;

6 – надписи транспортных организаций;

7 – наименование грузоотправителя;

8 – наименование пункта отправления;

9 – страна изготовитель и (или) страна поставщик;

10 – масса нетто;

11 – масса брутто;

12 – габаритные размеры грузового места;

13 – объем грузового места

Изображение, наименование и назначение манипуляционных знаков на транспортной маркировке должны соответствовать ГОСТ 14192-96.

Манипуляционные знаки наносят непосредственно на тару или упаковку, ярлыки или этикетки на каждое ГМ в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары и упаковки.

Знаки должны быть темного цвета на светлой поверхности и наоборот.

Существуют различные способы нанесения манипуляционных знаков: по трафарету, типографским, литографским способом, штемпелеванием, продавливанием, маркировочными машинами, выжиганием. Краска, применяемая для нанесения знаков, не должна быть липкой и стираемой; при необходимости краска должна быть водо-, свето-, солестойкой, стойкой к воздействию тропического климата, высокой и низкой температуры.

Размер знака принимают в зависимости от размера, формы тары (упаковки), способа нанесения упаковки. Необходимость нанесения знаков устанавливают в стандартах или других нормативных документах на продукцию.

 

Типичные манипуляционные знаки, используемые при маркировке груза:

 

 

Если способ обращения с грузом невозможно выразить только манипуляционными знаками, допускается применять предупредительные надписи.

 

 

В зависимости от вида тары принято располагать знаки в следующих местах:

  • на ящиках – на одну из боковых сторон. Для решетчатых ящиков и ящиков, имеющих наружные планки, должна быть предусмотрена возможность нанесения маркировки (прикрепление пластинок, закрытие просветов между дощечками и т.п.). При транспортировании в открытом ПС мелкими отправками грузов, на которые нанесен знак, имеющий значение «Верх», транспортная маркировка (кроме наименования грузоотправителя и пункта отправления) должна быть нанесена дополнительно на верхней стороне (крышке) упаковки;
  • бочках и барабанах – на одном из днищ или на корпусе;
  • мешках – на одной из сторон в верхней части у шва;
  • тюках – на одной из боковых поверхностей;
  • кипах – на торцевой поверхности (допускается расположение знаков на боковой поверхности);
  • других видах тары, на грузах, не упакованных в транспортную тару – на наиболее удобные и хорошо просматриваемые места. На неупакованные грузы допускается нанесение этого знака на ярлыки или непосредственно на груз.

Пример расположения транспортной маркировки:

Пример расположения транспортной маркировки для экспортного груза:

Транспортная маркировка (основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки) согласно ГОСТ 14192-96 должна быть нанесена на ярлыки (бумажные, картонные, фанерные, металлические и др.) или непосредственно на тару. При транспортировании грузов на открытом ПС, а также мелкими отправками, при хранении груза более одного года маркировку следует нанести непосредственно на тару или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность маркировки.

При перевозке грузов в универсальных контейнерах (кроме автомобилей и контейнеров загружаемых мелкими отправками) основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) можно не наносить.

На пакеты, сформированные без поддонов или на четырехзаходных поддонах, маркировку наносят на соседние боковую и торцевую поверхности. На пакеты, сформированные на двухзаходных поддонах, маркировку наносят на двух захватных сторонах.

Маркировка экспортных и импортных грузов имеет свои особенности.

На экспортных грузах надписи делают на языке страны получателя (зачастую, как правило, на английском). Маркировка содержит условное (сокращенное) наименование экспортера и получателя, номер заказа (контракта), номер ГМ и количество ГМ в партии, массу нетто и брутто, габариты ГМ.

Маркировка импортных грузов по содержанию аналогична с маркировкой экспортных грузов. Дополнительно, пункт назначения и наименование получателя указывают на русском языке. 

 

Маркировка контейнеров

 Все контейнеры, предъявляемые к перевозке, должны иметь маркировку.

Маркировка крупнотоннажных контейнеров, требования к которой определяет ГОСТ 25588-83, полностью соответствующий международному стандарту ISO 6346, состоит из основной и дополнительной маркировок.

Основная маркировка контейнера состоит из 17 знаков (6 букв латинского алфавита и 11 цифр) и включает в себя следующие кодовые обозначения по ГОСТ 25290-82 (ISO 3166):

  • код владельца контейнера – четыре буквы;
  • серийный номер – шесть цифр;
  • контрольное число – одна цифра;
  • код страны – две буквы;
  • код размера – две цифры;
  • код типа контейнера – два цифры;
  • дополнительное обозначение максимальной массы контейнера брутто (MAX GROSS – kg, lb) и массы тары (TARE – kg, lb).

Пример кодового обозначения закрытого контейнера типа 1С с проемом, открывающимся в одной или обеих торцевых стенках (код 2000), принадлежащего РЖД:

SZDU 239796

SU 2000

Контейнер имеет серийный номер 239796, контрольное число (в данном случае 2) вычисляется по специальному алгоритму на основании кода владельца и серийного номера контейнера. В маркировке контрольное число заключается в рамку.

 

Код размера контейнера  - первые две цифры указывают на размеры контейнера, как по длине, так и по высоте. Первая обозначает длину: 1-10 футов (2991 мм, IDX), 2-20 футов (6058 мм), 3-30 футов (9125 мм), 4-40 футов (12192 мм). Вторая обозначает высоту: 0 и 1 – 2438 мм; 4 и 5 – более 2591 мм (хотя пока такая высота для контейнеров не применяется), а также указывает на наличие паза для Г-образных прицепов типа «гусиная шея»: 0 и 2 – без такого паза; 1 и 3 – с пазом.

Контрольное число - расчет контрольного числа производится в такой последовательности:

-  каждому буквенному знаку кода владельца присваивается цифровой эквивалент:

A - 10, B - 12, C - 13, D - 14, E - 15, F - 16, G - 17, H - 18, I - 19, J - 20,

K - 21, L - 23, M - 24, N - 25, O - 26, P - 27, Q - 28, R - 29, S - 30, T - 31,

U - 32, V - 34, W - 35, X - 36, Y - 37, Z - 38

- каждый цифровой эквивалент кода и каждую цифру номера умножают на весовой коэффициент, который представляет собой степень числа 2 от 0 до 9 (по числу знаков в коде владельца и номера контейнера), т. е. первый знак умножается на 20, второй - на 21, последний, десятый - на 29;

- результаты умножения складываются и делятся на модуль, равный 11;

- остаток, полученный в результате деления, является контрольным числом.

Остаток

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Контрольное число

0

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

 

Пример расчета контрольного числа для первой строки кода контейнера RZDU 123456. Оно оказалось равным 9. Следовательно, маркировочный номер контейнера будет иметь вид RZDU 123456[9].

Код владельца и номер контейнера

    R   

     Z   

     D   

    U   

    1   

    2   

    3   

    4   

    5

    6

Значения цифровых эквивалентов

  29

  38

  14

  32

   1

   2

   3

   4

   5

   6

Весовые коэффициенты

   1

   2

   4

   8

  16

  32

  64

 128

 256

 512

Произведения цифровых эквивалентов на весовые коэффициенты

  29

  76

  56

 256

  16

  64

 192

 512

1280

3072

Сумма всех произведений

                                             5553

Частное от деления на 11

                                       504,остаток 9

Контрольное число

                                                                 9

 

Код типа контейнера:

Тип контейнера

Конструктивные особенности

Кодовое обозначение

Универсальный общего назначения

Проем(ы) в одном или обоих торцах

0

Проем(ы) в одном или обоих торцах и проем(ы) по всей поверхности одной или обеих боковых стенок

1

Проем(ы) в одном или обоих торцах и проем(ы) в части одной или обеих боковых стенок

1

Проем(ы) в одном или обоих торцах и открываемая крыша

3

Проем(ы) в одном или обоих торцах, проем(ы) в одной или обеих боковых стенках и открываемая крыша

4

Резерв

05-09

Закрытый с естественной вентиляцией

С отверстиями для пассивной вентиляции в верхней части грузового пространства, общая площадь поперечного сечения вентиляционного отверстия < 25 см/м номинальной длины контейнера

10

С отверстиями для пассивной вентиляции в верхней части грузового пространства, общая площадь поперечного сечения вентиляционного отверстия  > 25 см/м номинальной длины контейнера

11

Резерв

12

Закрытый с принудительной вентиляцией

Немеханическая система с вентиляционными отверстиями в нижней и верхней частях грузового пространства

13

Резерв

14

Механическая вентиляционная система, расположенная внутри контейнера

15

Резерв

16

Механическая вентиляционная система, расположенная снаружи контейнера

17

Резерв

18, 19

Закрытый для сухих неслеживающихся грузов

Закрытый

20

С естественной вентиляцией

21

С принудительной вентиляцией

22

Воздухонепроницаемый

23

Резерв

24

Узкоспециализированный

Для перевозки живности

25

Для перевозки автомобилей

26

Резерв

27-29

Изотермический:

 

 

охлаждаемый

С расходуемым хладагентом,  температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2

30

С машинным охлаждением,  температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2

31

охлаждаемый и обогреваемый

Охлаждаемый и обогреваемый, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2

32

обогреваемый

Обогреваемый,  температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2

33

Резерв

34, 35

охлаждаемый и обогреваемый с собственной рефрижераторной установкой

С машинным охлаждением, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2

36

Охлаждаемый и обогреваемый, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2

37

Обогреваемый,  температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2

38

Резерв

39

охлаждаемый и (или) обогреваемый со съемным оборудованием

Охлаждаемый и (или) обогреваемый со съемным оборудованием, расположенным снаружи контейнера

40

Охлаждаемый и (или) обогреваемый со съемным оборудованием, расположенным внутри контейнера

41

Охлаждаемый и (или) обогреваемый со съемным оборудованием, расположенным снаружи контейнера

42

Резерв

43, 44

теплоизолированный

Изоляция 0,4 Вт/(м2/°С)

45

Изоляция  0,7 Вт/(м2/°С)

46

Резерв

47 - 49

С открытым верхом

Проем(ы) в одном или обоих торцах

50

Проем(ы) в одном или обоих торцах и съемная верхняя торцовая балка(и)

51

Проем(ы) в одном или обоих торцах и в одной или обеих боковых стенках

52

Проем(ы) в одном или обоих торцах, в одной или обеих боковых стенках и съемный верхний элемент(ы) в торцовой раме(ах)

53

Проем(ы) в одном или обоих торцах, отверстие в одной боковой стенке и проем в другой

54

Резерв

55 - 59

Контейнер-платформа

Контейнер - платформа

60

Контейнер на базе платформы с неполной надстройкой

С полными жестко закрепленными торцами

61

С жестко закрепленными отдельно стоящими стойками

62

С полными складными торцами

63

Со складными отдельно стоящими стойками

64

Контейнер на базе платформы с полной надстройкой (открытый с боков)

С крышей

65

С открытым верхом

66

С открытым верхом и открытый с торцов (каркасный)

67

Резерв

68, 69

Контейнер-цистерна

Для неопасных жидкостей с испытательным давлением, мПа:

 

0,045

70

0,15

71

0,265

72

Для опасных жидкостей с испытательным давлением, мПа:

 

0,15

73

0,265

74

0,4

75

0,6

76

Для опасных газов с испытательным давлением, мПа:

 

1,05

77

2,2

78

Контейнер-цистерна

Испытательное давление будет установлено позже

79

Для сухих сыпучих неслежи-вающихся грузов, хопперы

Закрытый

80

Для сухих сыпучих неслеживающихся грузов, хопперы

С естественной вентиляцией

81

С принудительной вентиляцией

82

Воздухонепроницаемый

83

Резерв

84

Для сухих сыпучих слеживающихся грузов

Горизонтальная разгрузка, испытательное давление, мПа:

 

0,15

85

0,265

86

Разгрузка опрокидыванием, испытательное давление, мПа:

 

0,15

87

0,265

88

Резерв

89

Для воздушных (наземных) перевозок (интермодальные)

-

90 - 99

 

Если особенности конструкции контейнера не позволяют выполнить маркировку в две строки, допускается ее расположение в одной строке или в одном столбце.

Дополнительная маркировка включает в себя эксплуатационные и дополнительные знаки и надписи.

К эксплуатационным надписям относятся:

  • знак, обозначающий контейнер с открывающейся крышей;
  • знак, предупреждающий об опасности поражения электрическим током от электрической сети у контейнеров, оснащенных лестницами;
  • знак, обозначающий контейнер высотой более 2591 мм;
  • табличка о допущении контейнера к эксплуатации по условиям безопасности (табличка КБК);
  • табличка о допущении контейнера к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами.

 

Табличка КБК:

В связи с тем, что контейнер является транспортным оборудованием для перевозок грузов не только в пределах одной страны, но и между государствами, он должен быть не только стандартным в отношении размеров, но и безопасным для обслуживающего персонала при перевозках. Это достигается его конструкцией, применяемым материалом и прочностью. В подтверждение этих фактов на контейнер прикрепляется табличка КБК (Конвенция по безопасным контейнерам), которая выдается квалификационным и надзорным органом своей страны (если таковой имеется) или другой страны. Контейнер в связи с этим считается аттестованным на предмет безопасности для стран, подписавших КБК.

Табличка безопасности прикрепляется на левой двери контейнера в нижней ее части. На табличке указаны следующие сведения в пределах полей 1 - 9 по порядку:

  • страна, предоставившая допущение, и номер допущения, как показано для примера в строке 1 (страна, предоставившая допущение, должна обозначаться отличительным знаком, используемым для обозначения страны регистрации автотранспортных средств, находящихся в международном движении);
  • дата (месяц и год) изготовления;
  • идентификационный номер контейнера, присвоенный заводом-изготовителем, или для существующих контейнеров, у которых этот номер неизвестен, номер, присвоенный администрацией;
  • максимальный эксплуатационный вес брутто (килограммы и фунты);
  • допустимый вес на штабелирование при 1,8 g (килограммы и фунты), где g - ускорение силы тяжести;
  • величина нагрузки при поперечном испытании на жесткость конструкции (килограммы и фунты);
  • прочность торцовой стенки указывается в табличке только в том случае, если торцовые стенки рассчитаны на нагрузку, составляющую меньше или больше 0,4 от максимальной допустимой полезной нагрузки, т. е. 0,4 Р;
  • прочность боковой стенки указывается на табличке только в том случае, если боковые стенки рассчитаны на нагрузку, составляющую меньше или больше 0,6 от максимальной допустимой полезной нагрузки, т. е. 0,6 Р;
  • дата (месяц и год) первого профилактического осмотра новых контейнеров и даты (месяц и год) последующих профилактических осмотров, если табличка используется для этой цели.

Страны, Подписавшие КБК, взаимно признают контейнеры с табличками, аттестованными национальными квалификационными органами. Объемы и методики обязательных испытаний контейнеров содержатся в стандарте ИСО, а также в национальных стандартах (например, ГОСТ 20260 бывшего СССР).

Табличка КБК служит гарантом безопасности контейнера.

Табличка о допущении перевозок грузов под таможенными печатями и пломбами:

 

 

В целях обеспечения беспрепятственных и сохранных перевозок грузов в международном сообщении через пограничные переходы, контейнер снабжается табличкой, свидетельствующей о допущении к перевозке с таможенными печатями и пломбами. Наличие такой таблички является гарантом того, что контейнер полностью отвечает таможенным требованиям на перевозку в них грузов. Порядок выдачи такой таблички также определен и реализуется национальными и международными квалификационными органами.

 

 

a – установленная компетентными органами РФ (надписи на английском языке могут быть выполнены на французском языке);

б – установленная компетентными зарубежными органами.

Маркировка по коду стран:

AD

Andorra

GM

Gambia

NP

Nepal

AE

United Arab Emirates

GN

Guinea

NR

Nauru

AF

Afghanistan

GP

Guadaloupe

NU

Niue

AG

Antigua & Barbuda

GQ

Equatorial Guinea

NZ

New Zealand

AI

Anguilla

GR

Greece

OM

Oman

AL

Albania

GT

Guatamala

PA

Panama

AM

Armenia

GU

Guam

PC

Marshall Islands

AN

Netherlands Antilles

GW

Guinee Bissau

PE

Peru

AO

Angola

HK

Hong Kong

PF

French Polynesia

AQ

Antartica

HN

Honduras

PG

Papua New Guinea

AR

Argentina

HR

Croatia

PH

Philippines

AS

Samoa ( American )

HT

Haiti

PK

Pakistan

AT

Austria

HU

Hungary

PL

Poland

AU

Australia

ID

Indonesia

PM

St. Pierre & Miquelon

AW

Aruba

IE

Ireland

PR

Puerto Rico

AZ

Azerbaidjan

IL

Israel

PT

Portugal

BB

Barbados

IN

India

PY

Paraguay

BD

Bangladesh

IQ

Iraq

QA

Qatar

BE

Belgium

IR

Iran

RE

Reunion

BF

Burkina Faso

IS

Iceland

RO

Roumania

BG

Bulgaria

IT

Italy

RU

Russia

BH

Bahrain

JM

Jamaica

RW

Rwanda

BI

Burundi

JO

Jordan

SA

Saudi Arabia

BJ

Benin

JP

Japan

SB

Solomon Islands

BM

Bermuda

JT

Johnston Island

SC

Seychelles Islands

BN

Brunei Darussalam

KE

Kenya

SD

Sudan

BO

Bolivia

KG

Kyrgyzstan

SE

Sweden

BR

Brazil

KH

Kampuchea

SG

Singapore

BS

Bahamas

KI

Kiribati

SH

St. Helena

BT

Bhutan

KM

Comoros

SI

Slovenia

BW

Botswana

KN

St. Kitts & Nevis

SK

Slovakia

BY

Belarus

KP

Korea ( North )

SL

Sierra Leone

BZ

Belize

KR

Korea ( South )

SM

San Marino

CA

Canada

KW

Kuwait

SN

Senegal

CC

Cocos Islands

KY

Cayman Islands

SO

Somalia

CF

Cent African Republic

KZ

Kazakstan

SR

Suriname

CG

Congo

LA

Lao

ST

Sao Tome & Principe

CH

Switzerland

LB

Lebanon

SV

El Salvador

CI

Ivory Coast

LC

St. Lucia

SY

Syria

CK

Cook Islands

LI

Liechtenstein

SZ

Swaziland

CL

Chile

LK

Sri Lanka

TC

Turks & Caicos Islands

CM

Cameroon

LR

Liberia

TD

Chad

CN

China

LS

Lesotho

TG

Togo

CO

Colombia

LT

Lituania

TH

Thailand

CR

Costa Rica

LU

Luxembourg

TJ

Tajikistan

CS

Czech Republic

LV

Latvia

TM

Turkmenistan

CU

Cuba

LY

Libya

TN

Tunisia

CV

Cape Verde

MA

Morocco

TO

Tonga

CX

Christmas Islands

MC

Monaco

TR

Turkey

CY

Cyprus

MD

Moldova

TT

Trinidad & Tobago

DE

Germany

MG

Madagascar

TV

Tuvalu

DJ

Djibouti

MI

Midway Islands

TW

Taiwan

DK

Denmark

MK

Macedonia

TZ

Tanzania

DM

Domenica

ML

Mali

UA

Ukraine

DO

Domenican Republic

MN

Mongolia

UG

Uganda

DZ

Algeria

MO

Macau

US

U.S.A.

EC

Ecuador

MQ

Martinique

UY

Uruguay

EE

Estonia

MR

Mauritania

UZ

Uzbekistan

EG

Egypt

MS

Montserrat

VC

St.Vincent & Grenadines

ES

Spain

MT

Malta

VE

Venezuela

ET

Ethiopia

MU

Mauritius

VG

Virgin Islands ( British )

FI

Finland

MV

Maldives

VI

Virgin Islands ( U.S. )

FJ

Fiji

MW

Malawi

VN

Vietnam

FK

Falkland Islands

MX

Mexico

VU

Vanuatu

FO

Faeroe Islands

MY

Malaysia

WF

Wallis & Futuna

FR

France

MZ

Mozambique

WK

Wake Island

GA

Gabon

NA

Namibia

WS

Samoa

GB

United Kingdom

NC

New Caledonia

YD

Yemen ( Democratic )

GD

Grenada

NE

Niger

YE

Yemen Arab Republic

GE

Georgia

NF

Norfolk Island

YU

Yugoslavia

GF

French Guyana

NG

Nigeria

ZA

South Africa

GH

Ghana

NI

Nicaragua

ZM

Zambia

GI

Gibraltar

NL

Netherlands

ZR

Zaire

GL

Greenland

NO

Norway

ZW

Zimbabwe