Дополнительно вырученные средства РЖД обещает вкладывать в «расшивку» узких мест
ОАО РЖД нашло новый способ борьбы с ограничениями инфраструктуры, пишет «Коммерсантъ». До четверти пропускной способности узких мест железных дорог может продаваться по повышенным тарифам.
В монополии отмечают «парадоксальную ситуацию». Грузовая база на 2019 год «растет очень серьезно и быстрее, чем ВВП». Однако запрос на перевозку в основном приходится на три самых востребованных направления: Дальний Восток, Азово-Черноморский бассейн и Северо-Запад. Данная проблема ненова, а пути ее решения обсуждаются на протяжении последних 18 лет. Но нынешний рост экспорта, в основном угля, серьезно обострил ситуацию и заставил РЖД ускориться в поисках выхода. Хорошенько подумав, монополия предложила изменить порядок пользования ее «узкими местами». В частности, в понятие «ограниченная пропускная способность инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» РЖД считает необходимым закрепить законодательно. После чего можно будет установить особенности приема и исполнения заявок на перевозку в таких условиях. Помимо это сроки планирования, по мнению монополии, нужно сократить с 45-ти до 30-ти дней. Что позволит приблизить момент подачи заявки к моменту исполнения. И наконец выделить долю в пропускной способности в размере 20-25%, на которую бы распространялся повышенный тариф. Распределение данных объемов возможно и с помощью аукциона, хотя в РЖД этот механизм считают «слишком жестким». Дополнительно полученные таким образом средства монополия планирует вкладывать в «расшивку» инфраструктуры, поясняет источник «Ъ». Тарифный креатив монополии участники рынка приняли настороженно. В Первой грузовой компании считают, что подобные инициативы лишь приведут к дополнительным затратам операторов и грузовладельцев. А другой источник на правах анонимности подчеркнул, что Совет потребителей ОАО РЖД всегда был против приоритетов и продажи мощности. Ведь это противоречит четырем федеральным законам, Конституции и множеству постановлений Правительства. Вместо того чтобы «нормально работать и развивать сеть, РЖД в 2018 году снизило скорость доставки на 6% и спекулирует на проблеме узких мест», резюмировал собеседник издания. По мнению другого эксперта в отрасли, закрепление «узких мест» в законодательстве – это фактически признание дефицита нормой. А если разрешить РЖД еще и брать повышенную плату за дефицит, то монополия будет его «сохранять, холить и лелеять». Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров согласен с тем, что идеи РЖД рискованные. Так как они формируют новый инструмент повышения тарифов на сети и дают экономический стимул создавать или как минимум не «расшивать узкие места». Кроме того, возникает риск покупки всего дополнительного объема мощности крупными грузоотправителями. А это чревато либо монополизмом, либо спекуляциями и махинациями с пропускной способностью, предупреждает эксперт. Напомним, что ФАС планирует максимально упростить ценообразование для РЖД. В частности, глава ведомства Игорь Артемьев заявлял ранее, что у монополии должно быть всего два тарифа – сетевой и инвестиционный.