Бесплатный звонок по РФ 8 (800) 234 0 234
Great Britain flag

Таможня

Очередь в СИЗО ФСБ: разночтения таможенных баз РФ и КНР

29 сентября 11:48

Берем только что вывешенные данные по торговле РФ со странами, распределенные по таможенным кодам (файлы «TCBT_P_1-2017_21» и «TCBT_P_2-2017_21» по 1 и 2 кварталу 2017г с сайта ФТС). Берем статистику китайской таможни. Тоже официальную.

Экспорт.

Экспортная цена. Будь-то FOB, или даже может у кого DDP, EXW — всегда ниже противоположной цены страны импортера. Это логично. Там как минимум CIF — и значит стоимость доставки включена в импортную цену. Значит в нашем обороте экспорт из России в Китай должен быть всегда дешевле, чем импорт тех же номенклатур в Китай из России.

Так и есть. Стоимость российского экспорта в Китай в 1 пг 2016г меньше, чем импорт в Китай из России на $2,689 млрд., в 1 пг 2017г на $2,154 млрд. При этом если доля указанной разницы в объеме экспорта в 1 пг 16 была 17%, то в 1 пг 2017г она упала до приличных 11%. Вроде как живи и радуйся. Но проблема в том, что мы как-то в прошлые годы проверяли — по рыбе, лесу, нефти — и успокоились. Расхождения были приличными (в смысле культурными) и вполне попадали в транспортные расходы, небольшие откаты и культурные оффшорные отчисления (для кредитования себя же любимых).

И даже если мы сейчас посмотрим на 27 категорию в российском экспорте — то мы тоже успокоимся. Ибо в прошлом первом полугодии разница между стоимостью экспорта из России и импорта тех же номенклатур в Китай была всего 2%, в текущем 1 пг 17г — она выросла до приемлемых 8,4%. И это можно объяснить — уголь сильно вырос, но не на долго, и угольщики слегка страхуются, нефть выросла и позволяет чуть больше поиграть с ценой и фрахтом.

Если в нефти и угле (суммарно) — разница в 1 млрд. за полгода выглядит вполне законно. И объяснимо. То $650 млн. разницы в поставках круглого леса — уже косяк. Причем серьезный. Это 29% от контрактной цены в Китае. От российской контрактной, предъявленной в ФТС цены, это более 40%. То есть даже если учесть типа транспорт — по проселку лесовоз через границу — то в любом раскладе уводится из под контроля на 0,5 млрд за полгода или $1 млрд. Че. зачет!

Никель и медь мы совсем не поставляем в Китай. Хотя Китай считает, что пока не до конца нас вытеснил с рынка. За полугодие РФ (как считает таможня КНР) поставили в Китай — на $489 млн. никеля и на $120 млн. меди. ФТС про это не знает ничего. Здесь, видимо, вопрос учета — все через Роттердам, но разница в том, что Китай знает, кто здесь посредник, а РФ нет.

Аналогично и с драгоценными металлами из РФ в Китай. Только здесь не понятно, кто химичит. Китай видит импорт из РФ, РФ видит экспорт в КНР. Но в 1 пг 16 разница в стоимости всех поставок была — 76,5% ($95,7 млн.), в 1 пг17 — 68,5% ($212,8 млн). Не очень понятно, зачем здесь использовать посредников и что в принципе происходит?

Руду разную обойдем — груз недорогой, и стоимость логистики здесь сильно бывает большой в доле цены.

Но вот рыба. Как-то было дело объемы контрактных поставок российской рыбы прям с траулеров по учету на российской и китайской сторонах различались на несколько процентов (кстати, как и лес) — но жадность человеческая границ не имеет.

И вот уже по итогам, что 1 полугодия 16, что по итогам 1 пг 17г рыбные концерны увели из российской юрисдикции — $195 и $196,5 млн. соответственно. Что составило 31,5% и 27% от стоимости на китайской стороне. То есть по году будет $400 млн. И в прошлом было аналогично. Молодцы.

Что характерно. На продукции низкого передела стоимость экспорта занижается. Сырьевики всегда грубо и неинтеллигентно уводят бабки из юрисдикции родной. А вот в экспорте продукции высокотехнологичной — ситуация обратная. Экспортная цена завышается. Видимо, здесь идет история про возврат НДС внутри страны, а также приплюсовывание к контрактам разного рода услуг, которые китайцы у себя проводят по другим категориям (патенты, софт и прочее из 98 категории — которую наши не учитывают)

В результате РФ отправило в Китай техники по 84 категории (промоборудов, турбины, белая техника) в 1пг 16 на $197 млн., чем увидели в КНР, а в 1 пг 17 — на $365 млн. — что составило 43% и 55% от суммы в российских таможенных декларациях.

По 85 категории аналогично — разница в 1 пг 16 была $21,7 млн., а в 1 пг 17г $110 млн. Что составило 28% и 70% от контрактной цены на российской стороне. Тут можно много додумывать — но не очень понятно, как отчитываются за возврат валютной выручки.

Есть серьезные разночтения в экспорте 87 категории (авто и комплектующие) — более 90% и в этом и в прошлом году. Да РФ считает, что отправили в Китай в 10 раз больше, чем Китай считает, что получил — тут скорее всего 4-5 «плечей» по которым проходят комплектующие какого-нибудь Фольксвагена, или Форда, по пути из РФ в Китай.

Импорт.

Здесь сразу видны неимоверные усилия, которые прилагают в ФТС, чтобы загнать импортеров в кассу.

Самые емкие категории 85, 84, 94, 95. Таможня суммарно принудила поднять стоимость через КТС на $3 млрд. за полугодие.

85 (компьютеры и электроника) разница в повышение между стоимостью отправленной техники из Китая и растаможиваемой в РФ составила $1,487 млрд. в 1 пг 16, и $1,597 млрд. Доля от российской стоимости в декларациях соответственно 40,7% и 35% (от китайской больше половины).

84 (белая техника, промоборудование) — в прошлом году — $652 млн., за 1 пг 17г — $1,104 млрд. Но в доле это меньше — 17,4% и 20% в прошлом и текущем году.

Дальше доли в норме — расхождение на стоимость логистики, накладные расходы — вполне удобоваримы.

Но есть категории, где у импортеров удается занизить контрактную цену в 5-10 раз.

Есть такие, где и в 20 раз. Меха. Разница между стоимостью отправленных шуб и полученных — в 1 пг 16г составила $765 млн., в 1 пг 17г — 981 млн. Это 99% и 96,6% от контрактной цены в отправке.

Одежда трикотажная и не трикотажная оформляется в полцены.

62 категория — убрали из контрактов в прошлом году $277 млн., в 1 пг 2017г — $480 млн. Это составило 37% и 45,5% соответственно от китайской стоимости отправки.

63 категория — $467 млн. в 16г и $301 млн. в 1пг 17г — 55% и 40,4% соответственно.

Не радует мухлеж в 16 категории (мясные и рыбные консервы, колбасы) — здесь речь не о занижении цены. Здесь скорее идет смена страны отправления. И вот это совсем нехорошо. Китай в 1пг 16г отправил на $78 млн. больше, чем РФ получила. В текущем году — на $82 млн. больше — в доле от стоимости поставок по китайским контрактам — 74,5% и 73,3%.

20 категория (консервы овощные и фруктовые) — аналогичные цифры выглядят так $51,8 млн. и $39,3 млн. по полугодиям 16 и 17., что в долях от китайских контрактов составляет — 33,5% и 29%. Приучили ироды к китайским солениям.

Собственно текст, конечно, не о тотальном воровстве. Но о системе, которая в виде ФТС по-прежнему требует тотального реформирования. Мы еще не углубляемся в Казахстан и Киргизию — шлюзам ЕАЭС. Там все вероятно сложнее, но грубее.

Но мы понимаем — что меха, рыба, лес, текстиль, консервы и многое другое не может воровать само у себя и из бюджета — это система, которая при любой секундной утрате внимания — дает сбой на миллиарды. Если все поправить — не придется заниматься КТСом.

Источник:

Источник: infranews.ru/logistika/zheleznaya-doroga/49730-ochered-v-sizo-fsb-raznochteniya-tamozhennyx-baz-rf-i-knr/

Фото: varlamov.ru/1509988.html