В России могут начать маркировать обувь с помощью двухмерных матричных штрих-кодов, пишут «Известия». При этом Минпромторг рассматривает два варианта маркировки – QR-коды и метки Data Matrix.
– Важную роль в определении метода маркировки играет минимальная стоимость самой марки, а также возможность максимально легкой интеграции в существующие бизнес-процессы всех участников оборота: производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов. Объективных причин для роста цен на обувь в связи с нововведением нет, – пояснили «Известиям» в пресс-службе Минпромторга.
На первом этапе, в 2018 году, маркировка обуви будет необязательной. Участие в эксперименте будет носить добровольный характер, уточнили в ведомстве. По мнению министерства, данная мера позволит вывести рынок «из тени». Напомним, что по оценкам главы Минпромторга Дениса Мантурова, объем незаконного оборота в легкой промышленности составляет не менее 35%. Исполнительный директор Союзлегпрома Игорь Ульянов согласен с министерством в той части, что для маркировки обуви лучше использовать QR-коды. – При использовании QR-кода магазинам не нужно закупать особые считывающие устройства. Чтобы считать его, нужно лишь приложение, которое любой человек может установить себе на телефон, – объяснил Игорь Ульянов. – Но на границе, где проходимость товаров огромная, возможно, все-таки понадобится особое оборудование для массового считывания информации. Не согласен с коллегой глава Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников. Он считает, что оптимальным вариантом станут RFID-метки.
– Это позволит снизить цену логистики на пунктах проверки – максимально автоматизировать считывание. Цена такой метки – не более 10 рублей. Это не повлечет существенного роста цены продукта, который стоит минимум тысячу рублей, – считает Андрей Колесников. Председатель правления Национального обувного союза Наталья Демидова напротив, уверена, что на первом этапе любой из методов маркировки обуви повлечет за собой дополнительные издержки для товаропроизводителей.
– Нужны будут сканеры на складах. Кроме того, могут потребоваться дополнительные сотрудники, – рассуждает она. – Стоит учесть, что метка должна быть у товара еще до таможни. Но что делать иностранному производителю, если он поставляет обувь в разные страны? Потребуется дополнительный склад, где товары будут маркироваться вручную. Напомним, что первыми в эксперименте по маркировке приняли участие меховые изделия. Благодаря реализации проекта в 2016 году этот сегмент рынка в России стал «белее» в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. В легальный оборот было выведено меховых изделий на сумму 55 млрд рублей.
На волне такого успеха Минпромторг решил продолжить борьбу с контрафактом с помощью единой системы маркировки. И в августе этого года глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что Россия расширит перечень товаров, подпадающих под требование об обязательной маркировке. Причем это перспектива ближайших двух лет. В разработанный министерством перечень продукции кроме меха и обуви вошли верхняя одежда, куртки, блузки и сорочки.