Международный союз автомобильного транспорта проинформировал национальные ассоциации об основных аспектах положений Таможенного кодекса Евросоюза (далее –ТК ЕС), оказывающих влияние на международные автомобильные перевозки.
ТК ЕС вступил в действие 1 мая 2016 года. Новая правовая база состоит из самого Кодекса (Регламент (ЕС) No 952/2013), а также Делегированного акта (ДА) и Имплементирующего акта (ИА). ДА дополняет и изменяет несущественные элементы ТКЕС, а ИА содержит шаблоны, подробные инструкции и сроки исполнения.
Цель новой правовой базы – упорядочить таможенное законодательство и процедуры, обеспечить бóльшую правовую определенность и единообразие для субъектов экономической деятельности, сделать ее более ясной для таможенных органов по всему ЕС, упростить таможенные правила и процедуры, содействовать более эффективным таможенным операциям в соответствии с текущими потребностями, завершить переход таможенных органов на безбумажный и полностью электронный режим работы, а также сделать обычной практикой ускоренные таможенные процедуры для законопослушных и благонадежных экономических операторов.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗЧИКОВ / ДЕРЖАТЕЛЕЙ КНИЖЕК МДП
1. Регистрация и идентификация Экономического оператора (EORI)
В процессе EORI не произошло никаких изменений. Для всех предприятий ЕС, связанных с внешнеэкономической деятельностью, действует требование о прохождении регистрации в таможенных органах в стране регистрации, что позволяет делать запрос на авторизацию и принятие решений. Иностранные субъекты предпринимательской деятельности должны зарегистрироваться в отдельных случаях в таможенных органах, в чью юрисдикцию входит место, где они впервые подали декларацию или обратились за решением (Статья 9 ТК ЕС).
2. Таможенная задолженность
Новая правовая база ничем не отличается от действующих норм в отношении возникновения таможенной задолженности (Статьи 77 - 88 ТК ЕС). Когда речь заходит о Системе МДП, основной трудностью по-прежнему остается определения места, где возникает таможенная задолженность (Статья 87 ТК ЕС). Предусмотрено несколько сценариев:
a) | Место, где подается таможенная декларация - В принципе, таможенная задолженность считается возникшей в месте, где подается таможенная декларация. Во всех других случаях, местом, где возникает таможенная задолженность, является место, где наступают события, в результате которых возникает таможенная задолженность. |
b) | Завершение операции МДП и невозможность определения места в определенный срок - Если операция МДП не была завершена, а место, где возникла таможенная задолженность невозможно определить согласно пункту, приведенному выше, считается, что таможенная задолженность возникла в месте, где груз либо был переведен в режим МДП, либо был введен на таможенную территорию Союза в этом режиме. |
c) | Несколько мест - Когда информация, имеющаяся у таможенных органов, позволяет им установить, что таможенная задолженность могла возникнуть в нескольких местах, по существу, таможенная задолженность считается возникшей в месте, где она возникла раньше. |
Срок для установления места, где возникла таможенная задолженность в режиме МДП, приводится в Статье 78 ДА. Она предусматривает, что такой срок составляет семь месяцев после последней даты, когда груз должен был быть предъявлен в таможенном пункте назначения или выезда.
3. Транзит: МДП и транзитная система Евросоюза
Перевозчики должны использовать транзитные процедуры в двух случаях:
• | Внешний транзит: при перемещении товаров, не имеющих таможенный статус товаров ЕС (например, товары, перемещаемые под таможенным контролем, в отличии от товаров, находящихся в свободном обращении) из одного пункта в другой в рамках таможенной территории ЕС. |
• | Внутренний транзит: при перемещении товаров, имеющих таможенный статус товаров ЕС (например, товары, находящиеся в свободном обращении) из одного пункта в другой в рамках таможенной территории ЕС, с прохождением через страну или территории за пределами таможенной территории ЕС. |
Подробную информацию об использовании режима МДП в рамках внешних и внутренних транзитных операций можно найти в Руководстве Европейской комиссии по транзитным системам.
Новая правовая база вносит ряд нефундаментальных изменений в использование режима МДП в ЕС:
a) |
Обязательный маршрут следования для грузов, перевозимых в режиме МДП: груз, перевозимый в режиме МДП, должен следовать в таможенных пункт назначения или выезда по экономически обоснованному маршруту следования. Таможенные пункты отправления или въезда могут установить такой маршрут следования. Если они делают это, НАТС (NCTS) и книжка МДП должны содержать, по меньшей мере, государства-члены ЕС, через которые пройдет операция МДП (Статья 275 ИА). |
Статья 275 ИА – Маршрут следования грузов в режиме МДП
Предписывая маршрут, таможенный пункт вводит в электронную транзитную систему и в книжку МДП, по меньшей мере, указание государств-членов ЕС, по территории которых должна осуществляться операция МДП |
b) | Произвольная выдача транзитных сопроводительных документов: таможенные органы не обязаны в обязательном порядке предоставлять Держателю книжки МДП транзитные сопроводительные документы. Они выдаются по запросу Держателя книжки МДП (Статья 276.4 ИА). |
Статья 276 ИА – Выполнение таможенных процедур в таможенном пункте отправления или въезда при перемещении груза в режиме МДП
|
c) | Инциденты во время перевозки груза в режиме МДП: в случае инцидентов (например, нарушение целостности таможенной пломбы в пути, уничтожение или повреждение груза без нарушения целостности таможенной пломбы), перевозчик незамедлительно представляет груз вместе с автотранспортным средством, комбинацией транспортных средств или контейнером, книжкой МДП и идентификационным номером (MRN) операции МДП в ближайший таможенный пункт государства-члена ЕС, на территории которого находится средство перевозки (Статья 277 ИА) |
Статья 277 ИА – Инциденты во время перемещения груза в режиме МДП
|
d) | Представление груза, перемещаемого в режиме МДП: идентификационный номер MRN операции МДП и любая информация, требуемая таможенным пунктом назначения или выезда, должны будут представляться в дополнение к грузу, автотранспортному средству, комбинации транспортных средств или контейнеров и книжке МДП (Статья 278 ИА). Если представление имело место в таможенном пункте назначения или выезда после истечения срока, установленного таможенным пунктом отправления или въезда, признается, что Держатель книжки МДП не нарушил установленный срок, если он или перевозчик докажет к удовлетворению таможенного пункта назначения или выезда, что задержка произошла не по его вине. Операция МДП может быть прекращена в таможенном пункте, отличном от таможенного пункта, заявленного в транзитной декларации. В этом случае, таможенный пункт будет рассматриваться в качестве таможенного пункта назначения или выезда. |
Статья 278 ИА – Представление груза, перемещаемого в режиме МДП, в таможенном пункте назначения или выезда
|
e) | Процедура предварительного запроса по МДП – В нее внесено два основных изменения. В-первых, таможенные пункты назначения / выезда более не обязаны возвращать отрывной лист № 2 книжки МДП в таможенный пункт отправления / въезда. Данная обязанность сохраняется только в случае временного сбоя в работе НАТС (NCTS), TIR-EPD или их электронного соединения (Статья 279 ИА). Во-вторых, в ТК ЕС более не упоминается обязательство таможенных пунктов назначения / выезда направлять данные SafeTIR (хотя, в соответствии с Приложением 10 Конвенции МДП, данная обязанность остается). |
Статья 279 ИА – Необходимые таможенные формальности в таможенном пункте назначения или выезда в отношении груза, перемещаемого в режиме МДП Таможенный пункт назначения или выезда уведомляет таможенный пункт отправления или въезда о прибытии груза в день, когда груз вместе с автотранспортным средством, комбинацией транспортных средств или контейнером, книжкой МДП, идентификационным номером MRN операции МДП представлен в соответствии со Статьей 278(1) данного Регламента. Если операция МДП прекращается в таможенном пункте, отличном от таможенного пункта, заявленного в транзитной декларации, таможенный пункт, который считается таможенным пунктом назначения или выезда в соответствии со Статьей 278(3) данного Регламента уведомляет о прибытии таможенный пункт отправления или въезда в день, когда груз представлен в соответствии со Статьей 278(1) данного Регламента. Таможенный пункт отправления или въезда уведомляет о прибытии таможенный пункт назначения или выезда, заявленный в транзитной декларации.
|
4. Общие декларации о прибытии / TIR-EPD
a) Принципы
Для автомобильных перевозок базовые нормы, в настоящее время регулирующие электронные общие декларации о прибытии (ENS), обеспечивающие защиту и безопасность, не изменяться в ТК ЕС (Статья 127 ТК ЕС). Информация обо всех грузах, въезжающих на территорию ЕС, должна быть внесена в ENS, в принципе, в таможенном пункте въезда в ЕС. Таможенные органы могут допустить подачу ENS в другом таможенном пункте, при условии, что последний незамедлительно направляет ENS таможенный пункт первого въезда.
Перевозчики по умолчанию являются стороной, ответственной за подачу ENS и обеспечение точности данных, передаваемых в таможню. Как альтернативный вариант, ENS могут подаваться одной из следующих сторон: импортером; грузополучателем; или другим лицом, от имени которого действует перевозчик; любым лицом, которое может представить или представил соответствующий груз в таможенном пункте въезда. Как результат, данные стороны берут на себя ответственность обеспечить точность данных.
В автомобильных перевозках ENS должны подаваться за час до прибытия грузовика в таможенный пункт въезда (Статья 108 ДА). Если ENS подаются другой стороной, таможенные органы должны незамедлительно уведомить перевозчика, при условии, что перевозчик потребовал это и имеет доступ к электронной системе, используемой другой стороной (Статья 185 ИА).
Сторона, которая подала ENS, может изменить ее не позднее, чем, когда таможенные органы информировали ее, что они намерены проверить груз, или они установили, что данные в ENS неверны, или груз уже был представлен в таможню (Статья 129 ТК ЕС).
При подаче ENS перевозчики могут выбрать один из двух вариантов: либо они включают требуемые данные, обеспечивающие защиту и безопасность, в их таможенную декларацию на ввоз или транзитную декларацию, которые поэтому относятся к категории ENS (Статья 130 ТК ЕС), либо они направляют требуемые данные в национальную систему соответствующего государства-члена через отдельную декларацию ENS. В случае операций МДП, в настоящее время TIR-EPD относится к категории ENS, допуская внесение Держателями книжек МДП требуемых данных, обеспечивающих защиту и безопасность, в свои предварительные декларации прибытия.
b) Изменения, внесенные Таможенным кодексом ЕС
ТК ЕС вводит два главных изменения в процедуру подачи ENS. Он добавляет два обязательных элемента данных в пакет данных ENS, применяемый в отношении автомобильных перевозок, и вводит понятие «двустороннее заполнение» (dual-filing) (не применимое для автомобильных перевозок). Двустороннее заполнение означает, что, если все элементы данных, обеспечивающих защиту и безопасность, невозможно получить от перевозчика, их можно запросить отдельно у других лиц, имеющих эти элементы данных (например, экспедитор, грузоотправитель, импортер, и т.д.) и соответствующие права (Статья 127.6 ТК ЕС).
ТК ЕС вводит два дополнительных элемента данных – идентификация покупателя и продавца груза (Приложение B ДА). В TIR-EPD уже является обычной практикой, что, если у перевозчиков нет доступа ко всему пакету данных, обеспечивающих защиту и безопасность, они получают их у других участников логистической цепочки (например, экспедитор, грузоотправитель, импортер и т.д.), чтобы заполнить свои TIR-EPD. Хотя необходимые данные поступают из разных источников, обязательство по подаче ENS все равно соблюдается за счет подачи одной единой декларации. Поэтому после внутренних консультаций МСАТ и по согласованию с ЕК было решено, что «двустороннее заполнение» не будет применяться к автомодельным перевозкам, и, что электронные инструменты, необходимые для его внедрения на уровне ЕС, национальном уровне и на уровне МСАТ, разрабатываться не будут.
Элементы данных о продавце и покупателе определены в Приложении B ДА как «последнее известное лицо, кем и кому груз продается или должен продаваться по договоренности». ENS должны содержать номера EORI покупателя и продавца груза. При их отсутствии, могут быть предоставлены их имена, адреса и номера телефонов. Если груз импортируется в целях, отличных от покупки, данных о владельце груза будет достаточно. Когда предоставляется упрощение формальностей в рамках программы партнерства продавцов из третьих стран, признанной Евросоюзом, эта информация может принять форму уникального идентификационного номера третьей страны. При наличии этого номера у декларанта, можно использовать его.
ТК ЕС предполагает ряд нововведений, касающихся:
1. Уполномоченных экономических операторов
Понятие уполномоченного экономического оператора (AEO) впервые было введено в таможенное законодательство ЕС посредством поправки 2006 года «security amendment». Целью было предоставить уполномоченным экономическим операторам более благоприятный режим по сравнению с другими экономическими операторами ЕС, такой как более легкий доступ к упрощению таможенных формальностей, предварительные уведомления, меньший физический и документальный контроль.
В ТК ЕС есть два вида уполномоченных экономических операторов (AEO): AEO для упрощения таможенных формальностей (AEOC), что позволяет обладателю этого статуса получать выгоду от определенных упрощенных таможенных формальностей, и AEO для обеспечения защиты и безопасности (AEOS), что позволяет обладателю этого статуса рассчитывать на послабления в области защиты и безопасности. Один экономический оператор может обладать обоими статусами одновременно. Статус AEO предоставляется по заявке национальными таможенными органами (Статья 27 ДА) и признается во всех государствах-членах ЕС. Поэтому обладатель сертификата AEO должен получать одни и те же привилегии во всех государствах-членах ЕС.
Главным изменением, введенным ТК ЕС, является то, что для определенных упрощенных таможенных формальностей, ранее доступных для всех субъектов экономической деятельности на определенных условиях, теперь требуется статус AEO.
В дополнение к предоставлению доступа к большему количеству упрощенных таможенных формальностей и специальных таможенных процедур, несколько критериев для допуска к статусу AEO или получения самого статуса AEO также будут рассмотрены и сыграют роль в допуске к другим упрощениям, где статус AEO не является de jure обязательным (например, использование универсальных гарантий, статуса уполномоченного грузоотправителя или грузополучателя и доступ к упрощенным таможенным декларациям). Поэтому для всех экономических операторов, и, в частности, для транспортных операторов, получение статуса AEO приобретает еще большую важность.
2. Транзитных гарантий
В то время как гарантии на покрытие таможенной задолженности для МДП в таможенном законодательстве ЕС зафиксированы на уровне 60 000 EUR и выше (Статья 163 ИА), гарантии для транзита в ЕС могут приобретать несколько форм и подвержены ряду упрощений (Статьи 89 - 100 ТК ЕС).
Для транзита в ЕС, гарантии установлены на уровне, равном точной или расчетной максимальной сумме импортной или экспортной пошлины, соответствующей таможенной задолженности и другим сборам в отношении всех грузов, покрываемых этой транзитной декларацией ЕС (Статья 90 ТК ЕС).
Гарантии для транзита в ЕС могут предоставляться в форме денежного депозита, поручительства или ваучера, предъявленных гарантом (Статья 92 ТК ЕС). Тем не менее, таможенные органы могут отказаться принять выбранную форму гарантии, если это несовместимо с должным осуществлением соответствующей таможенной процедуры (Статья 93 ТК ЕС). Таможенный пункт гарантии имеет возможность отказаться или отозвать утверждение поручительства гаранта в любое время (Статья 151 ИА).
Гарантами должны быть третьи лица, зарегистрированные в ЕС и утвержденные таможенными органами, требующими гарантию, если гарант не является кредитным учреждением, финансовым учреждением или страховой компанией, аккредитованной в ЕС (Статья 94 ТК ЕС). Гаранты должны иметь адрес для доставки корреспонденции или агента в каждом государстве-члене, в котором может быть использована гарантия (Статья 82 ДА).
После утверждения таможенными органами, возможно использовать универсальную гарантию (comprehensive guarantee) (Статьи 89.5 и 95 ТК ЕС), равную базовой сумме, установленной таможенным пунктом гарантии (Статья 155 ИА), для покрытия суммы импортной или экспортной пошлины, соответствующей таможенной задолженности по двум или более операциям, декларациям или таможенным процедурам. Универсальные гарантии могут быть только в виде поручительства гаранта (Статья 162 ИА) и предоставляются только лицам, которые:
• | зарегистрированы в ЕС; |
• | не нарушали требования таможенного законодательства (Статья 39.a ТК ЕС); |
• | регулярно используют транзитные или временные складские помещения ЕС или обладают практическими стандартами компетенции или профессиональной квалификации (Статья 39.d ТК ЕС) |
После авторизации, право на использование универсальных гарантий со сниженной суммой или преимуществом отступления от гарантий (guarantee waiver) предоставляется только перевозчикам, обладающим статусом AEOC, или, отвечающим критериям, применяемым к AEOC (Статья 95 ТК ЕС).
Дополнительные детальные условия должны быть выполнены, чтобы получить авторизацию на использование универсальной гарантии на сумму, сокращенную на 50% (Статья 84.1 ДА), 30% (Статья 84.2 ДА), или получить авторизацию на использование преимущества отступления от гарантии (guarantee waiver) (Статья 84.3 ДА).
ТК ЕС предусматривает, что таможенные гарантии могут потребоваться для помещения товаров, не имеющих статуса товаров ЕС, в ряд других таможенных режимов. Таможенные гарантии обязательны для деклараций временного хранения (Статьи 144 - 152 ТК ЕС) и необязательны, в зависимости от национального законодательства, для помещения товаров, не имеющих статуса товаров ЕС, в особые режимы, такие как таможенное складирование, свободная зона, временный допуск, конечное использование, обработка товаров внутри таможенной территории, обработка товаров за пределами таможенной территории (Статья 211 ТК ЕС).
3. Уполномоченного грузоотправителя / уполномоченного грузополучателя
Будущее таможенное законодательство ЕС предусматривает существование только уполномоченных грузополучателей МДП (Статья 230 ТК ЕС) и не упоминает уполномоченных грузоотправителей МДП:
Статья 230 ТК ЕС – Уполномоченный грузополучатель для целей МДП После получения заявки, таможенные органы могут уполномочить лицо, именуемое «уполномоченный грузополучатель», получать груз, перемещаемый в соответствии с Конвенцией МДП в разрешенном месте, так чтобы процедура завершилась в соответствии с пунктом (d) Статьи 1 Конвенции МДП. |
Заявки на получение статуса уполномоченного грузополучателя для операций МДП предусмотрены в Статьях 186 и 187 ДА. ДА предусматривает, что заявки должны подаваться в компетентные таможенные органы государства-члена, где должны прекратиться операции МДП. Полномочия действительны только в этом государстве-члене ЕС. Кроме того, ДА предусматривает, что они предоставляются только, если таможенные органы сочтут, что они смогут осуществлять надзор за операциями МДП и контролировать их, не превышая административную нагрузку, установленную для соответствующего лица.
Статус уполномоченного грузополучателя МДП предоставляется кандидатам-заявителям, зарегистрированным в ЕС, которые заявляют, что они регулярно получают грузы, перемещаемые в режиме МДП, и отвечают трем критериям, обязательным для программы AEO, а именно:
• | Отсутствие нарушений требований таможенного законодательства (Статья 39.a ТК ЕС); |
• | Удовлетворительная система управления коммерческими и, если необходимо, транспортными данными, позволяющими осуществлять соответствующий таможенный контроль (Статья 39.b ТК ЕС); |
• | Соответствие практическим стандартам компетенции или профессиональной квалификации (Статья 39.d ТК ЕС) |
Статья 282 ИА предусматривает формальности для грузов, перемещаемых в режиме МДП, которые получает уполномоченный грузополучатель.
Статья 282 ИА – Формальности для грузов, перемещаемых в режиме МДП, которые получает уполномоченный грузополучатель
Статья 279(4) ИА: Таможенный пункт назначения или выезда прекращает операцию МДП в соответствии со Статьями 1(d) и 28(1) Конвенции МДП. Он заполняет корешок № 2 книжки МДП и оставляет отрывной листок № 2 книжки МДП. Книжка МДП возвращается Держателю книжки МДП или лицу, действующему от его имени. |
Источник: www.far-aerf.ru Фото: osala.ru