ОАО «РЖД» планирует масштабные изменения в тарифной структуре, включая сближение тарифов на металлургическое сырье и металлопродукцию, пишет «Коммерсантъ». Согласно планам, перевозка сырья подешевеет, а готовых изделий – подорожает. Также рассматривается повышение тарифов на контейнерные перевозки на 15% и увеличение платы за порожний пробег на 5% в 2026 году и еще на 5% в 2027 году. Участники рынка указывают, что рост тарифов может усилить инфляцию, и даже если он экономически оправдан для ОАО «РЖД», его следует компенсировать улучшением работы железнодорожной сети.
Согласно материалам к совещанию в Минэкономики 9 июля, которые изучил «Коммерсантъ», ОАО «РЖД» намерено скорректировать тарифы на металлургические грузы. Планируется повысить ставки на сырье и топливо первого тарифного класса: железорудное сырье (ЖРС) – на 13,5%, кокс – на 14,5%, коксующийся уголь – на 21%. Взамен предлагается снизить тарифы на черные металлы и лом (грузы третьего класса) в среднем на 15,8%. Минэкономики не предоставило комментариев по запросу «Ъ».
Металлургические компании воздержались от комментариев. В ОАО «РЖД» подтвердили, что по поручению Минэкономики провели совместную работу с отраслевыми компаниями по поэтапному выравниванию тарифов на перевозку металлургических грузов разных классов. В компании отметили, что эти меры направлены на повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок готовой металлопродукции (третий тарифный класс) и увеличение экономической эффективности транспортировки сырьевых грузов (первый класс). В ОАО «РЖД» также подтвердили рассмотрение альтернативных вариантов, включая исключение коксующегося угля из тарифного маневра, добавив, что металлургические компании предлагают отложить реализацию этих изменений до 2028 года.
Обосновывая свои предложения, ОАО «РЖД» указало, что за 20 лет переход дорогостоящих грузов с вагонных на контейнерные перевозки принес компании убытки в 52,2 млрд руб. В связи с этим предлагается увеличить максимальную тарифную надбавку для контейнерных перевозок до 15%. В компании пояснили, что этот механизм планируется ввести в 2027 году, подчеркнув важность более гибкой тарифной политики за счет расширения допустимого коридора отклонений от базового тарифа – от снижения на 50% до повышения на 15%.
– Такое существенное повышение тарифа на контейнерные перевозки негативно скажется на объемах, которые и так сегодня снижаются. И это повышение точно не компенсирует те грузы, которые уйдут с железной дороги, – считает исполнительный директор ЕСП Сергей Авсейков.
При этом представитель ЕСП напомнил, что компания совместно с ОАО «РЖД» работает в рамках проектного офиса по тарифным вопросам. По данным собеседника «Ъ» среди контейнерных операторов, за последние шесть лет тарифы на контейнерные перевозки выросли более чем вдвое (на 101,3%).
– Новые тарифы спровоцируют существенное увеличение транспортной составляющей в цене перевозимой продукции и, как следствие, еще больше раскрутят инфляционную спираль, – отмечает эксперт.
Параллельно ОАО «РЖД» рассматривает возможность повышения тарифов на порожний пробег полувагонов, крытых вагонов и платформ на 5% в 2026 году и еще на 5% в 2027 году. По расчетам компании, первое повышение принесет дополнительно 17,1 млрд руб. доходов, основное бремя которых ляжет на ключевых операторов: «Модум-Транс» (2,3 млрд руб.), НТК и ПГК (по 2,1 млрд руб. каждая), ФГК (1,7 млрд руб.), «Атлант» (1,1 млрд руб.) и «Уголь-Транс» (1 млрд руб.).
В ОАО «РЖД» отмечают, что тарифы на порожний пробег установлены ниже экономически обоснованного уровня, а доходы от перевозок порожних вагонов покрывают менее 60% затрат. В компании добавляют, что заниженные тарифы снижают экономический потенциал железнодорожного транспорта и приводят к неравномерному распределению экономических выгод. По данным ОАО «РЖД», правительство с 1 января проиндексировало тарифы на порожний пробег на 10%, и это не повлияло на экономику грузоотправителей. Также в компании сообщили, что обсуждаются возможные дополнительные корректировки тарифов, но для этого потребуются дополнительные оценки чувствительности экономики перевозки отдельных грузов к изменению тарифов.
В НТК предупреждают, что повышение тарифов ляжет на плечи грузовладельцев, в первую очередь угледобывающих компаний. В компании подчеркивают, что у операторов нет других источников компенсации, поэтому транспортные расходы угольщиков продолжат расти. По данным другого источника «Ъ», выручка угольных компаний с вагона с начала года уже снизилась примерно на 500 тыс. руб. Эксперты опасаются, что дальнейший рост тарифов, включая порожний пробег, может привести либо к отказу экспортеров от перевозок, либо к дефициту вагонов через несколько лет. Еще один источник среди операторов отмечает, что основная нагрузка от удорожания порожних перевозок приходится на экспортные направления, где ситуация и без того остается сложной.
ОАО «РЖД» также провело анализ действующих тарифов и рыночной конъюнктуры в сегментах минеральных удобрений, зерновых и лесных грузов. По результатам анализа было принято решение сохранить текущие тарифные ставки без изменений. Однако проведенные расчеты показали, что перевозки круглого леса и пиломатериалов не покрывают операционные расходы и затраты на обслуживание долга, принеся компании убыток в размере 5,96 млрд руб. по итогам 2024 года. В компании подтвердили, что корректировка тарифов была признана преждевременной, а обсуждение тарифных условий для лесных грузов продолжится в 2026 году.
Источники издания отмечают необходимость компенсационных мер при повышении тарифов. По мнению одного из экспертов, рост тарифов должен сопровождаться повышением операционной эффективности – увеличением скорости перевозок, оптимизацией вагонного парка, улучшением координации с операторами и упрощением процедур обмена подвижным составом. Другой источник среди клиентов железнодорожного перевозчика указывает на необходимость реформирования прейскуранта, который, по его словам, в текущем виде не удовлетворяет потребностям ни промышленности, ни самой компании. Эксперт подчеркивает важность устранения перекрестного субсидирования, из-за которого 40% грузооборота приходится на низкомаржинальные перевозки, финансируемые за счет других грузоотправителей.
Отмечается, что готовность ОАО «РЖД» постепенно сокращать перекрестное субсидирование воспринимается промышленностью положительно. Вместе с тем, по мнению собеседников издания, требуется более гибкий подход к тарифной политике, включая применение дифференцированных скидок в рамках установленного коридора для мотивации высокомаржинальных грузоотправителей. Также остается актуальным вопрос прогнозируемой индексации тарифов, требующий дополнительной проработки.
Напомним, Минтранс России не поддерживает предложение о введении скидок на железнодорожные перевозки угля в направлениях Северо-Запада и Юга страны несмотря на то, что эти меры поддержки отрасли были одобрены президентом России Владимиром Путиным. В ведомстве поясняют, что угольные компании подают заявки на перевозку по этим направлениям в объемах, значительно превышающих план.