Федеральный чиновник уточнил, что властям важно сохранить механизм, который предполагает обязательную отчетность экспортеров перед Росфинмониторингом и ЦБ о валютной выручке, а также список компаний, которые подпадают под это требование. Предложение установить нулевой норматив связано с тем, что сейчас экспортеры и так продают валюты больше необходимого объема, а проблемы слабого рубля больше нет, уточнил собеседник. В то же время, если ситуация изменится, правительство может поднять порог зачисления и продажи экспортной выручки, подчеркнул федеральный чиновник.
Текущее требование для экспортеров предполагает обязательную репатриацию 40% валютной выручки и продажу 90% от этого объема (т. е. 36% от доходов в валюте). Минимальная доля продажи от всех внешнеторговых контрактов (которые могут заключаться и в рублях. – «Ведомости») составляет 25% – этот норматив смягчили в октябре 2024 г., ранее экспортеры были обязаны реализовывать не менее 50% от экспортных договоров.
Первоначально требование о репатриации валютной выручки и ее реализации на внутреннем рынке было введено указом президента в октябре 2023 г. сроком на полгода. Бизнес был обязан зачислять на российские счета 80% выручки и продавать не менее 90% от этого объема. Мера была введена «для обеспечения стабильности валютного курса и устойчивости российского финансового рынка» – в тот период доллар стоил дороже 100 руб. Затем власти продлили действие этой меры еще на год до конца апреля 2025 г. Также кабмин смягчал нормативы по продаже валюты отдельными постановлениями. Требование распространяется на 43 группы компаний из числа крупнейших экспортеров (список официально не опубликован).
Весной 2024 г. Минфин разработал механизм освобождения ряда экспортеров от обязательства репатриировать и продавать выручку, писали «Ведомости». В частности, это касалось компаний, у которых более 50% расчетов за экспорт проводится в рублях. Механизм освобождения от возврата и продажи валюты предполагал получение индивидуального разрешения правкомиссии по иностранным инвестициям. В свою очередь компания должна была еженедельно отчитываться о своей деятельности перед Росфинмониторингом в разрезе каждого внешнеторгового договора. Мера была введена, так как бизнес жаловался, что не может завести напрямую в Россию рубли, полученные в качестве оплаты по внешним контрактам. Компаниям приходилось сначала менять их на валюту, чтобы затем снова продать на внутреннем рынке.
По данным ЦБ, доля оплаты за российский экспорт в рублях устойчиво растет последние полтора года. Если в январе 2024 г. она составляла 33,4%, то уже в феврале 2025 г. – 43,7%. Доля расчетов в валютах стран из перечня недружественных (доллар и евро) сократилась за этот период с 23,9 до 16,3%, следует из данных ЦБ.
Ранее заместитель министра финансов Алексей Моисеев говорил журналистам, что у ЦБ были замечания к продлению на год требования о продаже валютной выручки экспортерами. В нынешней ситуации Банк России не поддерживает его пролонгацию, отмечал он. С продлением был не согласен также крупный бизнес, сообщил «Ведомостям» источник, близкий к Российскому союзу промышленников и предпринимателей (РСПП).
Чистые продажи валюты 29 компаний из числа крупнейших российских экспортеров в марте 2025 г. составили $10,2 млрд, снизившись на 18% относительно предыдущего месяца, сообщал ЦБ. Это произошло за счет падения цен на нефть марки Urals, а также повышенных объемов продаж иностранной валюты рядом экспортеров в предыдущем месяце на фоне погашения рублевых обязательств. Отношение чистых продаж к валютной выручке крупнейших экспортеров в январе 2025 г. (последние данные) составило 80%, снизившись на 22 п. п. относительно декабря 2024 г., сообщил ЦБ.