Бесплатный звонок по РФ 8 (800) 234 0 234
Great Britain flag

Общество и Политика

Создание реестра экспедиторов сократит предложение на российском рынке

02 августа 11:57

В июле в Госдуму внесли законопроект, обязывающий экспедиционные компании регистрироваться в специальном реестре. Авторы документа уверены, что новый закон усилит контроль за перевозкой грузов и повысит безопасность транспортно-экспедиционной деятельности. Ведь согласно данным, указанным в пояснительной записке, рынок грузоперевозок всеми видами транспорта резко увеличился с 2022 года. А возможность оформлять заявки онлайн увеличила количество отправлений, которые содержат запрещенные и опасные грузы.

Директор по логистике транспортной компании Delko Евгений Козырев полагает, что создание еще одного реестра вызывает вопросы.

Во-первых, транспортные компании и экспедиторы выполняют схожие функции, что ставит под сомнение необходимость дополнительного реестра.
Во-вторых, остается неясным, какие контрольно-надзорные органы будут курировать данный реестр, по каким критериям будет проводиться оценка и как будет организована система контроля.
В-третьих, не совсем понятно, каким образом реестр будет способствовать повышению безопасности в транспортно-экспедиционной деятельности, – отметил эксперт.

Коммерческий директор «Скиф-Карго» Михаил Коптев, напротив, полагает, что создание реестра позволит достичь обозначенных законопроектом целей. В частности, позволит уменьшить количество недобросовестных игроков на рынке, даст возможность повысить безопасность грузоперевозок, а также упростит процесс выбора подрядчика для грузовладельцев. Вместе с тем, считает эксперт, правительственная инициатив затруднит работу экспедиторов, создав дополнительные бюрократические процедуры. Кроме того, дополнительные затраты на соблюдение требований реестра приведут к росту стоимости услуг для потребителей, а предложений на рынке станет меньше.

– Необходимость соответствовать новым требованиям и регулярно обновлять информацию в реестре может потребовать дополнительных ресурсов и времени. Также представители малого и среднего бизнеса могут столкнуться с трудностями при попытке соответствовать новым стандартам и не быть исключенными из реестра.

Некоторые компании не смогут продолжать свою деятельность, что изменит конкурентную среду на рынке грузоперевозок, – не исключает Михаил Коптев. Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев заявил, что вопрос создания реестра экспедиторов назрел уже давно.

Эксперт уверен, что если на входе отсекать недобросовестных участников рынка грузоперевозок и экспедиторов, то данная инициатива может обернуться пользой как для бюджета, так и для бизнеса. – Конечно, нужно дождаться окончательного варианта законопроекта, чтобы понимать, какие дополнительные издержки возникают для собственников транспортных компаний. Но пока мы полны оптимизма в отношении данной инициативы, – рассказал эксперт. Игорь Чернышев ожидает, что будет разработана определенная система фильтров на основе финансовой отчетности, которая позволит развиваться здоровой конкуренции и исключит варианты демпинга за счет непонятных схем. – Экспедиторы должны бороться за клиентов путем улучшения сервиса, а не снижения тарифов до уровня отсутствия рентабельности перевозок, – добавил директор по развитию бизнеса SOTA Logistic. Меньше оптимизма относительно законопроекта выразили юристы, опрошенные «Логирусом».

По словам управляющего партнера, юриста компании Legal 1520 Ольги Гуляевой, согласно финансово-экономическому обоснованию проекта закона, предлагаемые изменения не увеличат нагрузку на бюджет страны, соответственно, все расходы лягут на экспедиторские организации, которые включат их в стоимость услуг для конечных потребителей. – С точки зрения развития рыночных отношений – это, конечно, неудачный законопроект, который создает лишний административный барьер, возлагая на участников рынка дополнительные расходы на ведение реестра и реализацию его условий. С точки зрения обеспечения оперативно-разыскной деятельности и работы органов, осуществляющих обеспечение безопасности Российской Федерации, наверное, это нужные изменения, – считает Ольга Гуляева. Кроме того, добавила управляющий партнер, юрист компании Legal 1520, даже при первом рассмотрении документа очевидны многочисленные недостатки законопроекта.

Так, в его первой статье предусмотрено расширение услуг, оказываемых в рамках транспортно-экспедиционной деятельности, с дополнением их услугами по перевозке. В то же время, основным законом, регулирующим гражданско-правовые отношения, является Гражданский Кодекс РФ.

Этот закон имеет приоритетное значение перед всеми иными законодательными актами отрасли. Согласно ГК РФ отношения по оказанию транспортно-экспедиционных услуг и услуг по перевозке – это две разные группы отношений с самостоятельным правовым регулированием.

Правительственная инициатива полностью меняет рынок экспедиторских грузоперевозок, считает транспортный юрист, руководитель компании «Богатов Групп» Сергей Богатов. – На сегодняшний момент практически 90% рынка экспедиции – это агентские, посреднические схемы. Таким образом, создание подобного реестра делает услугу экспедитора, который не включен в список, незаконной.

В связи с этим, возникает вопрос, будет ли налоговая засчитывать суммы НДС, который уплачен не экспедитором, имеющим право на осуществление такой деятельности, а агентом. Это также повлияет и на грузовладельца, не проверившего подрядчика в реестре, – добавил эксперт. Кроме того, уверен Сергей Богатов, законопроект обяжет всех посредников уходить в настоящую экспедицию, что приведет к удорожанию услуг. – Проект закона подразумевает, что экспедитор – это профессиональный участник рынка, который обладает специальным программным обеспечением и контролирует отправляемый груз.

В нашей же действительности, экспедиторы, в большинстве случаев, – посредники, а прием груза осуществляется по принципу «абы как». Поэтому, в случае принятия законопроекта, экспедиторам придется либо работать только с проверенными грузовладельцами, либо фактически присутствовать при приеме груза. В других ситуациях, у них будут огромные проблемы, – резюмирует эксперт.
 

Источник:

LOGIRUS