Бесплатный звонок по РФ 8 (800) 234 0 234
Great Britain flag

Море

Wave

Волны-убийцы – не такое уж и редкое явление

15 марта 18:14

Волны-убийцы (или как их еще называют волны-разбойники, блуждающие волны, волны-монстры, белая волна) - настоящие морские чудовища. Они во много раз выше, чем обычные волны и могут потопить корабль и повредить морскую платформу.

 Инженеры из MIT разработали новые средства прогнозирования о таких волнах, которые могут предупредить моряков за две-три минуты до того, как их настигнет гигантская волна.

 Мировое понимание волн-монстров претерпело быструю эволюцию в течение последних двадцати лет - от широко распространенного отрицания их существования до осознания того, как справиться с этими нечастыми, но в большинстве случаев смертельными волнами.

 На протяжении многих веков моряки, которые пережили встречу с волной-монстром, рассказывали о ее невероятных размерах и сокрушительной мощи. Но в большинстве случаев, им никто не верил. Капитаны, которые никогда не видели такую волну, были настроены скептически и считали такие рассказы выдумками или оправданиями в плохом управлении судном.

 В 20-м веке наука только добавила скептицизма. Океанографы создавали математические модели ветра и волн, и, как правило, делали заключения о том, что такие экстремально большие волны будут наблюдаться только раз в десять тысяч лет. Волны-разбойники официально были признаны мифом.

 Однако, мировое мировоззрение изменилось в первый день Нового 1995 года, когда огромная волна высотой 25,6 метра ударила в платформу Draupner в Северном море у побережья Норвегии. Платформа была оснащена лазерным датчиком, который точно зарегистрировал высоту, форму и скорость волны. Записанные параметры точно повторяли описания моряков, видевших волну-монстра.

 Ученые объявили о том, о чем многие моряки и так уже без них знали – волны-убийцы действительно существуют. В течение пяти следующих лет ученые узнали, что блуждающие волны – не такое уж и редкое явление. В 2004 году Европейская космическая ассоциация (ESA) с помощью Европейских спутников дистанционного зондирования (ERS) наблюдала в течение трех недель более десяти подобных волн, высота которых превышала 25 метров. Спутники засекли пятна на поверхности моря размером пять на десять километров (три на шесть милей) через каждые 200 километров.

 Но как образуются эти волны? Согласно имеющейся модели ветра и волн, используемой большинством океанологов, настолько огромные волны просто не могут быть правдой. Тем не менее, их существование очевидно.

 Физики обнаружили, что при определенных условиях одна волна может принимать энергию от соседних волн и вырастать до огромных размеров, превращаясь в морского дьявола, способного погубить корабль. После того, как механизм образования волн-монстров стал понятен, группа инженеров MIT начала работу над системой, которая могла бы предсказывать появление этого аномального явления. Первоначально казалось, что расчеты были слишком сложными для того, чтобы обеспечить полезными данными мореплавателей.

 В настоящее время команда инженеров MIT во главе с Фемидой Сапсис, доцентом кафедры машиностроения в Массачусетском технологическом институте и бывшим докторантом, Уиллом Казинсом, разработали более простой способ оценки вероятности превращения обычной волны в волну-убийцу.

 Важное обстоятельство, которое позволяет выделить феномен волн-монстров в отдельную научную и практическую тему и отделить от других явлений, связанных с волнами аномально большой амплитуды (например, цунами), — внезапность их появления. В отличие от цунами, возникающих в результате подводных землетрясений или оползней и набирающих большую высоту лишь на мелководье, появление «волн-убийц» не связано с катастрофическими геофизическими событиями. Размеры этих волн в целом зависят линейно от средней высоты волны, но превышают её во много раз, что приводит к идее о том, что само явление «волн-убийц» связано с особенностями динамики самих морских волн.

 Сапсис и Казинс разработали алгоритм, благодаря которому офицеры на кораблях или буровых платформах могут получить информацию о приближающейся опасности за несколько минут. Для того, чтобы данный алгоритм смог работать, судно или платформа должны обладать сканирующим волны высокоточным устройством, таким как LIDAR или продвинутым радаром. Предстоит еще много дополнительных исследований и испытаний, но первоначальная работа представляется очень перспективной.

 Недавно ученые опубликовали результаты своих исследований в журнале Fluid Mechanics. Их труд был одобрен Управлением военно-морских исследований, Научно-исследовательским бюро армии и Американским бюро судоходства.

Источник:

mortrans.info

Фото: vashgorod.ru