Президент РФ на нем отметил, что требуется детально просчитать возможности портов Крыма и всего АЧР по освоению грузопотоков и определить "узкие места" в портовой системе всего Юга России. Кстати, по прогнозам региональных экономических комиссий ООН (2014 г.), объемы международных грузоперевозок в Черноморском бассейне к 2025 году возрастут, самое меньшее, в полтора раза в сравнении с уровнем 2012-2013 гг. Но пропускная способность портовых комплексов причерноморских стран уже с трудом справляется с грузопотоками. Кроме того, ситуация на Украине сокращает международный транзит грузов через ее порты, поэтому трансчерноморские грузопотоки перенацеливаются на порты РФ, Грузии и Румынии.
По данным министра транспорта РФ Максима Соколова, объем перевалки грузов в российских портах АЧР за январь-август 2014 г. вырос на 11% и продолжает расти. Но по-прежнему "узким местом" остаются железнодорожные подходы к большинству портов Юга России, что может снизить их конкурентоспособность в сравнении с близлежащими портами Грузии и Румынии.
На эти вопросы обратил внимание Владимир Путин. Президент отметил также, что "для их решения выделены серьезные финансовые ресурсы".
Предусматриваются, в частности, новые железнодорожные "развязки" к портам Новороссийск и Тамань, реконструкция портов Керчи, Севастополя, Евпатории.
Причем Тамань, как отмечает Соколов, рассматривается как перспективный нефтеналивной порт, который позволит частично разгрузить Новороссийский углеводородный терминал и примыкающие к нему железнодорожные линии.
Для улучшения сухопутной транспортной доступности портового района в Новороссийске разработан проект "Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла". Он включает строительство нового приемо-отправочного парка для железнодорожного транспорта и увеличение пропускной способности станции Новороссийск.
Но этих мер может быть недостаточно, поскольку сухопутные артерии между портами Тамань, Новороссийск и Туапсе не обладают высокими мощностями по пропуску грузов. А железнодорожное сообщение между портами Новороссийск и Туапсе осуществляется не вдоль побережья, а через горы, что затрудняет своевременную передислокацию грузов при перегруженности или недозагруженности тех же портов. Впрочем, по оценке губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, растущий уровень перегруженности характерен также для черноморского порта Туапсе и азовского Ейска.
Для освоения растущих грузопотоков предлагается построить порты в Приморско-Ахтарске, Ачуево, расширить порт в Темрюке, состыковать их со стальной магистралью Ростов – Тихорецк – Краснодар – Новороссийск, а также создать трансазовский паромный маршрут Крым – Краснодарский край – Ростовская область. Причем этот маршрут наверняка потребуется и в связи с созданием индустриального парка в крымском Приазовье (г. Щелкино). "Порты российского Приазовья нуждаются в масштабной реконструкции, – уточнил "РГБ" глава Ейского морского порта Андрей Панычев. – Они, в большинстве своем, пока не могут обслуживать крупнотоннажные суда, в отличие, например, от Керчи и других крымских портов, работающих к тому же круглогодично. Однако причальные и гидротехнические сооружения этих портов тоже требуют модернизации". Что касается новых транспортных маршрутов в регионе, то, как пояснил Панычев, "проекты паромного сообщения между портами Ейск, Азов, Таганрог, с одной стороны, и Керчь – с другой, подготовлены давно, но до сих пор они не реализованы". По его мнению, создать эти линии реально менее чем за один год, причем окупаемость инвестиций в эти проекты может быть обеспечена за 5-6 лет.
Грузоперевозки крымских портов в 2013-м составили 11 млн тонн. Они могут достигнуть к 2020 году 20-25 млн тонн. По экспертным оценкам, на порты Крыма, Ростовской области и краснодарского Приазовья будут переходить сориентированные на Южную Европу, Магриб и Восточное Средиземноморье экспортные потоки угля, металлов и лесоматериалов из "внутренней" России.