Проблема брошенных поездов связана с дисбалансом парка полувагонов
Число составов, временно оставленных диспетчерами ОАО «РЖД» без движения, достигло исторического максимума в 1800 поездов в сутки, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на статистику монополии. Если в 2014-2018 годах количество брошенных поездов в среднем за год не превышало 666 в сутки, то в 2019 оно увеличилось вдвое – до 1 246. И только в октябре этот показатель опустился ниже значения в одну тысячу. В прошлом году максимум незадействованных вагонов составлял 1 685, а в настоящее время – около 1 800 поездов.
В то же время парк вагонов, не задействованных в перевозках, в январе насчитывал более 290 000 единиц. Что привело к замедлению оборота вагона на 5,2 суток относительно января 2019 года. В ОАО «РЖД» отмечают, что число оставленных вагонов превышает 100 000 единиц. Большую часть составляют полувагоны, которые направляются под погрузку угля, но остаются невостребованными грузоотправителями из-за ухудшения конъюнктуры на товарных рынках. Груженые поезда отставляются от движения, если грузополучатель не принял груз. Подобные меры, поясняют железнодорожники, позволяют обеспечить более эффективное использование инфраструктуры общего пользования. Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин отмечает, что проблема брошенных поездов связана в первую очередь с дисбалансом парка полувагонов. – Порожние полувагоны стремятся на Кузбасс. Погрузка там сегодня ограничена. А дальше получается замкнутый круг. То отгрузить не могут, то принять порожний вагон некуда. Спад спроса на продукцию также серьезно ухудшает ситуацию, – пояснил господин Иванкин. При этом количество вагонов на сети растет: на январь, следует из статистики ОАО «РЖД», оно составило 1,173 млн единиц, что на 5,1% больше, чем годом ранее. Быстрыми темпами идет и производство лишних вагонов, за счет привлечения государственных денег. Все это происходит при невыполнении принятой год назад долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», срыве сроков модернизации БАМа и Транссиба и на фоне неблагоприятной мировой конъюнктуры цен на генеральные грузы железных дорог. Напомним, совместно с крупнейшими операторскими компаниями РЖД вырабатывает новые технологические схемы эксплуатации подвижного состава. В настоящий момент удалось сформировать пул вагонов нескольких собственников, который был консолидировано возвращен после выгрузки из портов Дальнего Востока в Кузбасс.
Фото: m.ura