Бесплатный звонок по РФ 8 (800) 234 0 234
Great Britain flag

Порты / Терминалы

Работу портов сдерживают железные дороги

31 марта 11:54

Спасительный профицит мощностей

 

Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виктор Дерябкин в своем приветственном слове отметил, что, несмотря на трудный для страны и отрасли год, на небольшое отставание по сравнению с 2023 годом, портовики справились с санкционными препятствиями, выдержали и выстояли.

По его словам, Госдума уверена, что отрасль и в 2025 году справится с вызовами и поставленными задачами. Особую благодарность он выразил за 120 нормативных актов, которые отрабатываются экспертами и руководством АСОП.

«Все, что вы примете сегодня в этом зале, для Государственной Думы в дальнейшем будет обязательным к работе. От имени Комитета Госдумы обещаю, что как плотно мы занимались по каждому законопроекту, касающемуся вашей деятельности и в целом водного транспорта, так же активно и результативно мы будем отрабатывать на заседаниях Госдумы», – сказал в заключение депутат.

Заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай важным моментом прошедшего года и предыдущих лет назвал развитие портовой инфраструктуры. В настоящее время ее мощность составляет 1,386 млрд тонн, а к 2030 году она должна достичь 1,605  млрд тонн. И хотя на сегодня профицит равен примерно 35%, но именно он, по словам замминистра, дал возможность транспортной отрасли маневрировать в сложный период перенаправления грузопотоков и смены логистики перевозок, «этот профицит спас наш импорт и экспорт от остановки».

«За период до 2030 года необходимо планы по мощностям портов уточнять, потому что большое количество проектов «сдвигается вправо» по причине санкций, высокой ключевой ставки, по причине того, что сейчас экономическая составляющая находится в достаточно сумеречной зоне,  – подчеркнул А.Пошивай. – Кроме того, транспортному ведомству на площадке правительства и других федеральных органов власти приходится объяснять, почему Минтрансом и Росморречфлотом не выполняются показатели достижения мощности портов в то время, как решения принимают инвесторы, которые исходят из условий, поставленных перед ними рынком. В такой обстановке неоднозначности, конечно, работать непрос-то».

Как отметил А.Пошивай, несколько очень важных и значимых для страны проектов, к сожалению, оказались без финансирования. Они находятся в режиме ожидания, пока не позволит бюджет эти проекты запустить, они все за пределами 2027-2028 годов, что не устраивает организаторов проектов, которые рассчитывали на более динамичные сроки. Ситуация достаточно понятна в отношении тех объемов и мощностей, которые на сегодня есть, но дальнейшее развитие на самом деле зависит от целого ряда факторов. Минтранс здесь может помочь только в части законодательства.

«Мы с вами должны всегда ориентироваться на то, что ваши требования касательно уточнений законодательства должны преследовать одну цель  – увеличение грузооборота. Здесь и Минтранс сделает все возможное, чтобы добиться этой цели. <...> Очень хочу и искренне желаю, чтобы наше сотрудничество было конструктивным и однозначно направленным на пользу нашей стране, нашей родине», – заключил замминистра транспорта.

Глава Росморречфлота Андрей Тарасенко, поблагодарив стивидорные компании в лице Ассоциации за проделанную работу, расставил приоритеты на будущее. Важный момент – сотрудничество с внутренним водным транспортом: «задачу восстановить реку и обустроить ее поставил президент». Нужно взаимодействовать с хабами на реке и с мультимодальными транспортно-логистическими центрами (МТЛЦ), которые создаются на их базе, чтобы составить с ними некую кооперацию. Подразумевается, что местная продукция будет поступать по авто- или железной дороге в МТЛЦ, перегружаться на речные суда для дальнейшей транспортировки в морские порты и перевалки там на крупнотоннажные суда.

По словам руководителя Агентства, начинается интеграция по грузу железной дороги и реки. Будет создан единый сквозной документ, по которому груз поедет из пункта А в пункт Б по железной дороге и по реке по единому согласованному тарифу.

Еще один важный момент – строительство флота, которого не хватает. По поручению Президента РФ сейчас возводятся мощные судоверфи. Но чтобы построенные суда окупались, в перспективе прорабатывается возможность закрепления за ними определенной грузовой базы, например зерна – для зерновозов, угля – для балкеров, нефти – для танкеров и т.д. «Вот это мы хотим выровнять, как сделано в Росрыболовстве, где сегодня за каждым килем закреплена квота, что вполне нормально и нашло понимание у бизнеса. Таким образом, определена какая-то долгосрочность работы», – уточнил глава Росморречфлота.

В завершение он обратил внимание участников заседания на профильное образование и попросил поддержать выпускников транспортных вузов гарантированной работой. «Мы стараемся привлекать молодежь в наши институты и техникумы, выполняем план по набору, но беда в невостребованности наших выпускников. Отсюда падает интерес к профессии, престиж отрасли... – уверен А.Тарасенко. – Поэтому от меня просьба к бизнесу – оказывать содействие вузам, открывать кафедры, участвовать в кадровых ярмарках. Мы держим кадровый потенциал, но нам нужна помощь, чтобы тот или иной порт пришел в университет и показал, что он с ним работает, поддерживает его, чтобы молодежь понимала, что сюда можно идти учиться, что в отрасли есть гарантия будущей работы».

 

Недополученные объемы и результат

 

С отчетом о работе портовой отрасли выступил исполнительный директор АСОП Серик Жусупов. Он отметил, что, несмотря на широкомасштабные санкции, портовая отрасль продолжает развиваться. Грузооборот морских портов продолжает демонстрировать устойчивость ко всем изменениям.

Однако, по его словам, портовикам не удалось обеспечить поступательный рост показателей перевалки в текущем году и в полной мере использовать существующий потенциал портовой отрасли из-за невыполнения ОАО «РЖД» подтвержденных объемов перевозок, который, по подсчетам экспертов, составляет не менее 25%.  Суммарно грузооборот потерял нарастающим итогом за 10 месяцев не менее 80 млн тонн. Камнем преткновения, по словам исполнительного директора, является дефицит  пропускной способности железных дорог.

«Сейчас, к сожалению, это все проявляется, выходит наружу: и отставание по развитию железнодорожной инфраструктуры Дальневосточного региона, и Северо-Западного, и Южного, – заявил С.Жусупов. – Пользуясь высоким присутствием, прошу, вероятно, на площадке Государственной Думы, Министерства транспорта провести откровенный разговор о фактическом состоянии железной дороги, о ее возможностях с тем, чтобы портовики имели ясные перспективы по текущей деятельности и по развитию».

Как подчеркнул исполнительный директор АСОП, государство несет огромные потери в виде налогов и таможенных платежей в результате невыполнения ОАО «РЖД» заявленных грузовладельцами объемов перевозок внешнеторговых грузов в морские порты.

Грузооборот портов, тем не менее, остался на уровне прошлого года, по словам С. Жусупова, благодаря эффективной коммерческой работе руководителей стивидорных компаний, крупных холдингов, управляющих компаний, которые смогли обеспечить в сложной ситуации продвижение грузов и вывоз их из/в морские порты. По итогам 10 месяцев грузооборот снизился где-то на 3%, по итогам 11 месяцев – на 2%, к концу года есть надежда подойти вплотную к 900 млн тонн.

Незначительное снижение произошло и по сухим, и по наливным грузам. По сухогрузам за 11 месяцев больше всего снизилась перевалка угля – на 11,5%. Наибольшее увеличение произошло в перевалке зерна – на 4%, контейнеров – на 10%, минеральных удобрений – на 20%.

По наливным грузам – снижение на 1,5%, в том числе по нефтепродуктам – на 8%. Рост произошел по сжиженному газу – почти на 6%, по пищевым грузам – на 10%.

В экспортном направлении портами перегружено практически 600 млн тонн (-3%), в импортном – 35 млн тонн (+9%), в транзитном – на уровне прошлого года, в каботажном – снижение на 10-13%.

Грузооборот по бассейнам: Арктический – объемы снизились (за счет падения объемов в Мурманске); Балтийский – увеличение грузооборота на 1% (за счет роста объемов в Большом порту Санкт-Петербург и Выборг при снижении в портах Усть-Луга, Приморск, Высоцк); Азово-Черноморский – снижение грузооборота на 7,3% (за счет снижения объемов перевалки в портах Тамань и Туапсе при увеличении в Новороссийске и Кавказе); Каспийский – рост грузооборота на 5,4% (за счет увеличения объемов перевалки в Астрахани при снижении в Махачкале на 8%); Дальневосточный – снижение перевалки (за счет порта Ванино, порт Восточный – на уровне прошлого года, Владивосток и Находка при этом увеличили объемы).

 

На направлении законотворчества

 

В рамках законотворческой деятельности АСОП за отчетный период, по словам С.Жусупова, рассмотрено более 120 проектов нормативно-правовых актов. Среди них 19 проектов изменений и дополнений в кодексы РФ и федеральные законы, 31 проект постановлений, 70 проектов приказов федеральных органов исполнительной власти. По всем проектам разработчикам направлена аргументированная позиция АСОП, сформулированная на основании полученных от экспертов Ассоциации предложений. К сожалению, не все предложения АСОП были учтены в окончательных версиях проектов. Но Ассоциация последовательно и настойчиво обеспечивает сопровождение своих предложений на всех уровнях – от общественного обсуждения до их рассмотрения в Правительстве и Государственной Думе РФ.

Исполнительный директор АСОП напомнил, что основная работа по подготовке консолидированной позиции Ассоциации проводится в рамках профильных комитетов, и за отчетный период проведено шесть заседаний комитетов, на которых были рассмотрены актуальные вопросы. Он обратил внимание на основные из них, находящиеся в центре внимания АСОП.

Прежде всего это вопрос оценки арендной платы. У Ассоциации открытая позиция, и она отстаивает интересы не только портовиков, но и портовой отрасли. «Зачастую предложения, которые мы вносим, пытаются увязать с предложениями частного бизнеса, не в полной мере отражающими государственные интересы. Однако более  искренних и долгосрочных интересантов в портовой отрасли, чем наши частные инвесторы, которые вкладывают при всех рисках колоссальные средства в развитие портовой инфраструктуры, не найти», – убежден С. Жусупов.

Также он  указал, что в настоящее время большое внимание обращено к процентной ставке рефинансирования Центробанка, а не к  процентам роста производства. «Вероятно, нам тоже нужно обратить внимание на этот вопрос... И мы, скорее всего, заявим свое мнение от лица Ассоциации о недопустимости столь высокой ставки Центробанка для обеспечения реализации наших планов до 2030 года в рамках утвержденных программ развития портовой отрасли и рассчитываем на поддержку в этом вопросе со стороны Минтранса,Правительства и Государственной Думы.

Как сообщил исполнительный директор АСОП, за отчетный период Ассоциация вышла на федеральном уровне с большим количеством предложений, которые касались самых разных вопросов, в том числе: продления льготы по налогу на имущество в отношении портовых гидротехнических сооружений, изменения условий осуществления частных инвестиций, транспортной безопасности, а также норматива численности малых и средних предприятий, перечня раскрытия чувствительной информации, актуализации технологических возможностей терминалов по обработке железнодорожных вагонов, устранения искусственных ограничений на прием порожних вагонов и т.д.

В заключение С. Жусупов поблагодарил руководство и сотрудников Минтранса России, Росморречфлота за конструктивную совместную работу, руководителя Росморречфлота А.В. Тарасенко персонально за особую роль в принятии изменения в Налоговый кодекс о продлении льготы по налогу на имущество портовых ГТС до 2030 года, а руководство, сотрудников и членов АСОП – за активное участие в подготовке профессиональной позиции Ассоциации.

Источник:

morvesti.ru