С 1 сентября 2025 года в России заработают новые правила для каботажных перевозок – вместе с ними появятся и серьезные штрафы для тех, кто попытается обойти закон. Иностранным компаниям нарушения обойдутся в 150-200 тысяч рублей, перевозчикам из ЕАЭС – в 100-150 тысяч. Но прежде чем штрафовать, нужно четко понять, где заканчивается законная международная перевозка с частичной разгрузкой и начинается незаконный каботаж.
Александр Зелинко, адвокат и член Ассоциации юристов России, предлагает два ключевых критерия для разграничения. Первый – цель рейса. Если груз следует в конечную точку, а не просто пересекает страну транзитом, это может подтверждать легальность перевозки. Второй – коммерческая логика. Перевозчик должен доказать, что перевозка – часть более масштабной логистической схемы, а не попытка скрытого каботажа.
Александра Заикина, руководитель одного из направлений общественной организации «Водителей России», добавила еще два признака. Достоверность маршрута – заранее спланированный путь, подтвержденный документами и графиками, – и наличие обратного груза. Если у перевозчика есть контракт на загрузку в обратном направлении, это серьезный аргумент в пользу добросовестности.
Штрафы, впрочем, можно оспорить. Как поясняет Александр Зелинко, основаниями для обжалования могут служить несоответствие фактических обстоятельств выявленным нарушениям или неправильное применение законодательных норм. Процедура апелляции может предусматривать временную приостановку штрафов до вынесения судебного решения. Однако для обеспечения справедливого рассмотрения таких дел потребуется четкая правовая база, регламентирующая порядок обжалования и временные ограничения.
Напомним, Государственная инфосистема электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) до 1 сентября 2025 года не будет готова принимать заявки на выполнение каботажных перевозок.