Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин заявил, что служба налаживает информационный обмен с Федеральной налоговой службой, но вопрос о слиянии не стоит, пишет «Коммерсантъ».
– Мы передаем в ФНС весь наш декларационный массив, включая всю таможенную стоимость, основываясь на котором они дальше могут отслеживать все цепочки, вплоть до контрольно-кассовой техники торгующих организаций, – пояснил Булавин на брифинге в Ярославле, опровергнув более ранее заявление первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова, который сообщал о возможности создания единого фискального органа. При этом он даже озвучил сроки принятия решения по данному вопросу – не позднее мая 2018-го. Бизнес к идее полного организационного слияния ФНС и ФТС относится настороженно. Подобная практика в мире крайне редка и практически всегда неудачна, отметил в беседе с «Логирусом» вице-президент ГК «Аривист», первый заместитель председателя правления Гильдии профессионалов ВЭД «Гермес» Евгений Кошкаров. Достаточно вспомнить о печальном опыте Украины и Канады.
– Причина, по нашему мнению, в различных концепциях налогообложения. В ФНС она базируется на концепции налогового контроля, основанного на налоговых периодах. ФТС идет по принципиально иному пути. Их действия основаны на факте пересечения товара таможенной границы. Кроме того, налоговая в большей степени апеллирует к внутреннему рынку, а таможня – к внешнему. Это два принципиальных отличия в концепции налогообложения, – пояснил господин Кошкаров.
– Если говорить о более мелких деталях, то нужно упомянуть методологический конфликт между таможенной стоимостью и стоимостью товара. В налоговом и таможенном праве это два совершенно разных понятия. Еще одно существенное отличие заключается в том, что ФНС в 99% случаев имеет дело с документами и движением денег, а ФТС еще и очень большой уклон в сторону фактического контроля за товарами. Ведь в зависимости от конкретного товара, его характеристик, качества, условий производства, условий попадания на территорию РФ результат применения фискальных инструментов будет разным, соответственно будут отличаться налоги и платежи. Еще один принципиальный момент, о котором нужно упомянуть – это активное формирование технологии единого окна на границе. Оно подразумевает, что участники ВЭД вместо огромного количества контролирующих органов должны общаться только с таможней, которая, по сути, берет на себя их функции. ФНС же общается только с налоговыми агентами и налоговыми резидентами.
В случае же принятия принципиального решения в мае 2018-го о слиянии двух ведомств, бизнес выступает только за их информационное и методологическое объединение. Организационная надстройка будет не эффективна, а по международному опыту – неуспешна, добавил собеседник «Логируса».
Напомним, идее слияния ФНС и ФТС не один год. Она озвучивалась еще в 2014 году. И, кстати, тогда ее также продвигал Игорь Шувалов в должности первого вице-премьера. Однако, в 2014-м данная инициатива нашла поддержку у экс-главы таможенной службы Андрея Бельянинова. Единственное на чем он настаивал – это поэтапная реализация проекта. Однако воз, как говорится, и ныне там. Хорошо, что ведомства сблизил подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 15 января 2016 года указ, согласно которому Федеральная таможенная служба была передана в ведение Минфина. Тем самым, Министерство получило право отвечать за выработку и реализацию госполитики и нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела.