Бесплатный звонок по РФ 8 (800) 234 0 234
Great Britain flag

Таможня

Почему ФТС тормозит развитие авторегистрации деклараций?

26 января 17:22

Автоматизация процессов таможенного оформления в современных условиях − главнейшая задача таможенной службы. По общему мнению, ФТС уверенно продвигается по пути совершенствования таможенных операций сразу по нескольким направлениям, включая автоматическую регистрацию таможенных деклараций и автоматический выпуск товаров. Бизнес-сообщество крайне заинтересовано в использовании этих механизмов и, пожалуй, недовольно лишь нерасторопностью ФТС в этом плане. 

Напомним, что мероприятия по разработке и внедрению автоматической регистрации были предусмотрены дорожной картой «Совершенствование таможенного администрирования» со сроком исполнения на январь 2014 года. Наконец, спустя ровно два года, ФТС просит бизнес в лице АНО АСИ признать данный пункт плана исполненным.

В настоящий момент автоматически регистрируются таможенные декларации на товары, помещаемые под таможенные процедуры экспорта, внутреннего потребления и свободной таможенной зоны, т.е. потенциальный охват составляет 95% декларационного массива. На деле же, по итогам 2016 года, доля автоматической регистрации достигла лишь 35% от всех экспортных деклараций, а по импорту же менее 1%. В чем же проблема?

Как указывает ФТС, основой применения технологии авторегистрации является проверка информационной системой таможни причин, по которым таможенная декларация не может быть зарегистрирована. И если таких причин нет, декларация регистрируется в автоматическом режиме. Случаи отказа в регистрации декларации, как известно, установлены ст. 190 ТК ТС. Данный принцип со всей очевидностью должен применяться и в случаях автоматической регистрации, чего бизнес-сообщество искренне желает. Но таможне удобнее регистрировать декларации вручную  − это даёт возможность держать руку на пульсе и регулировать товаропотоки.

На деле возможность автоматической регистрации ограничена целым рядом других условий и критериев, выведенных ФТС исходя из каких-то собственных соображений. Например, наличие паспорта сделки и соответствие ему ИНН и КПП декларанта, полное (до буквы) совпадение сведений 54 графы и сведений в доверенности или ЭЦП, перемещение товаров без особенностей декларирования и т.д. Важной деталью является то, что по каким-то причинам перечень этих условий является закрытым, что на практике приводит к многочисленным ошибкам со стороны декларанта.

В свою очередь, наличие ошибок со стороны декларанта, по мнению ФТС, стало одной из основных причин, препятствующих 100% внедрению автоматической регистрации. Получается интересная картина: с одной стороны, ФТС пропагандирует перспективную технологию, а с другой − не предпринимает очевидных шагов организационного плана, чтобы совместно с бизнесом продвигать ее дальше. Напомним, что в мае прошлого года проблематике автоматической регистрации и автоматического выпуска было посвящено заседание коллегии ФТС. Решением коллегии, в частности, было предусмотрено формирование перечней категорий товаров, в отношении которых применение технологии автоматической регистрации является невозможным. Кроме того, до 18 января того же года предполагалось совместно с декларантами провести мониторинг применения технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска и сформулировать конкретные предложения по совершенствованию этих механизмов. К сожалению, информацию об этих мероприятиях ФТС не афиширует.

Согласно проекту программы развития ФТС до 2020 года, находящегося сейчас в стадии обсуждения, доля автоматически регистрируемых деклараций на товары через три года должна составить не более 65% по экспорту и не более 40% по импорту. Чем вызвана такая осторожность таможенного ведомства, объяснить сложно. Но при таких заявленных показателях вряд ли можно считать технологию успешно реализованной.  

Источник:

провэд.рф

Фото: m.proved-partner.ru