Бесплатный звонок по РФ 8 (800) 234 0 234
Great Britain flag

Таможня

Химию ограничили

21 апреля 17:19

 «До особого указания допускать совершение таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского эконмического союза автомобильным транспортом и указанных в приложении в приказу ФТС от 20 сентября 2011 года №1919 «О компетенции таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области, в регионе деятельности Центрального и Северо-западного таможенных управлений», связанных с завершением процедуры таможенного транзита, временным хранением товаров, – только на Краснозаводском таможенном посту Московской областной таможни (10130080) и в ОТОиТК N 2 Выборгского таможенного поста Выборгской таможни (10206082)», – говорится в письме ФТС (есть в распоряжении TKС).

«С выпуском товаров для внутреннего потребления, – только на Краснозаводском таможенном посту Московской областной таможни (10130080), в ОТОиТК Выборгского таможенного поста Выборгской таможни (10206082), на Можайском таможенном посту (центр электронного декларирования) Московской областной таможни (101302010) и Щелковском таможенном посту (центр электронного декларирования) Московской областной таможни (10130220)», – отмечается в документе.

Стоит отметить, что Приказ ФТС N 1919, упомянутый в письме,  был раскритикован в заключении Минэкономразвития,  сделанном ещё 28 мая 2014 года.  В ведомстве изучили документы и  пришли к выводу, что он был издан с нарушениями, и призвали ФТС России отменить этот приказ.

«Приказ издан с нарушением требований статьи 10 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», – говорится в заключении министерства

«Федеральный закон N 311-ФЗ не предусматривает возможности ограничения компетенции действующих таможенных органов по осуществлению таможенных операций с определенными видами товаров [1], за исключением случаев наделения их статусом специализированных таможенных органов», считают специалисты Минэкономразвития. По итогам экспертизы Минэкономразвития России сделан вывод о наличии в приказе положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности», – подчёркивается в  документе ведомства.

[1] Предусматривается возможность ограничения компетенции таможенных органов по осуществлению конкретных функций и совершению таможенных операций, но не по отдельным видам товаров.

Тогда же Минэкономразвития призывало ФТС России «в месячный срок рассмотреть вопрос об отмене действия приказа», однако таможня не только не только проигнорировала это мнение, но и продолжила расширять зону применения этого приказа.

Негативную оценку письмо ФТС получило и  среди участников ВЭД.  Большинстово источников  прокомментировали ТКС последствия  введения данного распоряжения, пожелав остаться анонимными.

«Изменение логистики доставки  грузов химической промышленности приведет  к увеличению  стоимости доставки груза и  увеличит срок таможенного оформления»,- считает один из комментаторов и приводит в качестве доказательства следующие аргументы:  

«Считайте сами,  стоимость услуги размещения трака в ЗТК у СВХ «Интерлайн» на т\п Краснозаводский в 2 раза превышает такую стоимость на СВХ Смоленской/Себежской таможни, где ранее оформлялась химия. (10 000 руб против 5000 руб за каждую машину).  При этом надо учитывать, что т\п Краснозаводский не работает в субботу и воскресенье в отличие от таможенных постов,  приближенных к границе (ТЛТ), что приводит к простоям транспортных средств, прибывших в выходные. (100 евро в день) ,- продолжает он.  Существенно также то,  что т\п Краснозаводский находится  в стороне  от федеральных трас Рига-Москва и Минск-Москва,  по которым идет основной ввоз автотранспортом из Европы в ЦТУ. Получается крюк примерно 300 км лишнего пробега, что удорожает перевозку на 150 евро / трак.», - завершает свои подсчеты представитель логистической компании

Еще один участник ВЭД, согласившийся прислать свои комментарии,  делает упор на юридической стороне вопроса:

«Письмо ФТС не зарегистрировано в министерстве юстиций,  как того требует указ Президента о регистрации НПА,  затрагивающих интересы граждан и объединений. В связи с этим документ является незаконным и не подлежит применению. Эта позиция была установлена ВАС РФ по делу АСМАП против ФТС №  ВАС-11682/13»,- напоминает  он.

«В целом  практика ограничения компетенции таможенных органов при помощи писем стала набирать популярность в ФТС с конца 2015 года:  живые цветы (растения),  бижутерия, турецкие товары,  не попавшие под санкции.  Сначала это делалось  аккуратно, потом все более жестко. На мой взгляд основная причина этого процесса кроется в создании коррупционных связок СВХ – ФТС», – считает автор комментария.

Приведем еще одно мнение эксперта, знакомого с состоянием дел в  вопросе правового обоснования местонахождение таможенных постов и их компетентности:

«Уже третий год на площадке Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ  поднимается вопрос о необходимости  упорядочить полномочия Федеральной таможенной службы по определению местонахождения таможенных постов и их компетенции. Положения правовых актов в области таможенного дела не могут устанавливать требования, условия и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства, это требования статьи 8 Закона «О таможенном регулировании».  Как установить баланс между правом декларанта подать декларацию в любой таможенный орган и правом перевозчика на определение места доставки с правом ФТС России ограничить количество таких таможенных органов до…одного в регионе?  Таможенный органы бьют нас в этом поединке тем, что никто не жалуется, тем, что мы отстаиваем интересы небольшого количества владельцев СВХ, а импортеру все равно куда везти. Общие доводы об определенности и прозрачности правовых норм уже давно не принимаются на таких площадках»,- сообщает эксперт.

«Сложившаяся ситуация с распределением компетенций между постами могла бы напомнить детскую игру весеннюю игру в ручейки, много бежит тоненьких ручейков, а умелые детские ручки песком ставят запруды. И вот уже один большой, сильный ручеек течет в нужном направлении и кораблик можно пустить и воды набрать», -   так образно завершает свою оценку  ситуации  автор комментария.

Завершает подборку комментариев  мнение Алексея Мисаилова, директора подразделения GLobal Supply Chain компании FM Logistic в России:

«До нынешнего момента в рамках действующего Приказа ФТС N 1919 компании могли осуществлять таможенное оформление в региональных таможнях с последующей доставкой по всей России. В рамках нового распоряжения ФТС оформление сводится к одному пункту в ЦФО (Сергиев Посад) и одному пункту в СЗФО (Выборг). Выбор данных площадок не видится обоснованным.

Текущее положении дел окажет сильное влияние на рынок грузоперевозок. Прежде всего, компаниях необходимо заключить договора с СВХ на данных территориях, и мы прогнозируем увеличение стоимости услуг таких складов в противовес региональным. Также появятся дополнительные расходы на транспортировку от/до места таможенного оформления, так как большинству перевозчиков придется значительно "отклоняться" от привычных маршрутов. Например, раньше оформление груза, который шел из Европы в Рязань, происходило в Смоленске, после чего машина благополучно доставляла его грузополучателю. Теперь же автоперевозчику нужно проезжать лишние 300-400 км через Сергиев Посад, что увеличивает стоимость транспортировки примерно на 100-200 евро за еврофуру», - считает Алексей Мисаилов.

Письмо ФТС N 01-11/17724   лист1лист 2

Источник:

www.tks.ru

Фото: kommersant.ru