Бесплатный звонок по РФ 8 (800) 234 0 234
Great Britain flag

Контейнеры

Ставки фрахта выросли втрое

15 декабря 09:47

Спотовые ставки на большинстве направлений контейнерных перевозок из Китая показывают трехзначные цифры роста по сравнению с прошлогодними показателями. Как уже сообщал SeaNews, по состоянию на конец прошлой недели ставки из Шанхая на Северную Европу выросли на 196,8%, на Средиземноморье – на 209,2%. На порты западного побережья США ставки увеличились на 161,6%, на восточные – на 78,2%. Рост спотовых ставок на Австралию и Новую Зеландию составил 227,6%, на Южную Америку – 199,1%.

Учитывая, что порядка двух третей всех грузов перевозится на контрактной основе, «средняя температура по больнице» настолько не зашкаливает, но и тут линии в своих отчетах говорят об увеличении среднего размера фрахтовых ставок по сравнению с прошлогодними показателями.

Аналитики считают, что беспрецедентный рост ставок на споте даст линиям козырь в переговорах с клиентами о ставках по контрактам на следующий год. Мы попросили поделиться своими наблюдениями и прогнозами тех, кто непосредственно выступает клиентами линий – 3PL-операторов.

Трехкратный рост

Ставки фрахта в 2020 году в среднем выше, чем в аналогичные месяцы прошлого года, и сейчас они обновляют многолетний максимум, подтверждает Дмитрий Суховерша, руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic.

По словам Артема Гордина, трейд-лейн менеджера направления «Китай» группы компаний AsstrA, на текущий момент ставки в три раза превышают прошлогодний уровень, при этом готовность платить такие деньги не гарантирует наличие контейнеров или мест на судах. Такое ощутимое увеличение уровня фрахта повлияло в том числе и на железнодорожные отправки — там также наблюдается рост тарифов и недостаток порожнего оборудования.

Причины и следствия

Основные причины роста ставок на рынке морских контейнерных перевозок — это изменение цены на топливо, перераспределение объёмов грузов в связи с локдауном и мировой торговый дисбаланс, считает А.Гордин. «С декабря 2019 года, – напоминает он, – вступили в силу новые правила регулирования вредных выбросов, что вызвало ощутимое повышение топливной составляющей в ставке фрахта. Даже когда топливную надбавку перестали выделять отдельно, она всё равно оставалась на достаточно высоком уровне и оказывала ощутимое влияние на тарифы».

«Также к увеличению ставок привел и локдаун на фоне распространения коронавирусной инфекции. Во время введения ограничений в Китае и странах Европы многие судовладельцы сократили количество используемых судов. В итоге к моменту частичного снятия данных мер в России и Европе провозные возможности линий на данном направлении не смогли справиться с отложенным спросом».

Помимо дефицита провозной способности имеет место и дефицит контейнерного оборудования, уточняет Д.Суховерша. «Локдаун и отмена большого количества рейсов контейнерных линий из Азии весной этого года привели к сокращению тоннажа судов на основных сервисах и списанию парка старых контейнеров. Осенью дисбаланс отгрузок между Азией, Европой и Северной Америкой сохранился, что привело к дефициту порожних контейнеров в Азии в самом начале осеннего «высокого сезона», – объясняет он. – Альтернативные же варианты доставки через порты Дальнего Востока и прямые контейнерные поезда не могут удовлетворить все потребности выросшего в «высокий сезон» рынка».

А, раз есть дефицит оборудования, и спрос увеличивается, а предложения не хватает, цена фрахта закономерно растет, единодушно заключают эксперты.

Чего ждать

Едины логисты и в том, что ждать в ближайшее время снижения ставок не следует.

«Торговый дисбаланс пока сохраняется, карантинные меры в США, Европе и России по-прежнему действуют, – отмечает А.Гордин. – Даже с учетом того, что в самом Китае они минимальны, не следует ожидать возврата к прежним значениям ставок до наступления новогодних праздников по местному календарю. К тому же зимний период — традиционно самый «жаркий» сезон морских перевозок из КНР».

Тенденция к росту или как минимум к сохранению текущего уровня тарифов определенно останется до китайского Нового года, считает он.

По мнению Д.Суховерши, китайский Новый год, скорее всего, отдалит время, когда рынок скорректирует ставки в сторону снижения, поскольку простимулирует спрос на отправки до этого праздника, когда вся Поднебесная отдыхает.

«Тенденция роста тарифов, скорее всего, сохранится и в первые полтора месяца 2021 года. Далее, когда удастся решить проблему с дефицитом контейнеров, вероятно, будет наблюдаться уменьшение стоимости фрахта», – предполагает Д.Суховерша.

«Традиционно пиковый сезон заканчивается вместе с приходом весны, что в свою очередь сказывается на ставках. Резкое их падение маловероятно, скорее всего, произойдет снижение и некоторый возврат к реальной стоимости фрахта», – считает А.Гордин.

Источник:

https://seanews.ru/2020/12/11/ru-stavki-frahta-vyrosli-vtroe/