Госдума в четверг приняла в третьем, окончательном чтении закон, устанавливающий норму о резервировании даты и времени пересечения границы РФ для грузового автотранспорта. Напомним, целью его называли ликвидацию многодневных очередей у пунктов пропуска – новые нормы не затрагивают легковой частный автотранспорт. И применяться они будут не на всех пунктах. Закон вступит в силу с 1 сентября.
Как передаёт Интерфакс, глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев вновь отметил, что норма о резервировании касается только грузового автомобильного транспорта, который занимается международными автомобильными перевозками. Предлагаемый подход позволит избежать очередей на пунктах пропуска на границе, уточнил парламентарий.
Закон предусматривает, что «правительство РФ устанавливает перечень автомобильных пунктов пропуска через государственную границу РФ, в отношении которых устанавливается резервирование даты и времени в целях пересечения государственной границы РФ». Заранее было известно, что система заработает не на всей границе, а «на тех пунктах пропуска, на которых есть у нас проблемы».
Бронирование даты и времени пересечения границы должно происходить через государственную информационную систему электронных перевозочных документов. При этом у госслужб будет возможность отказать в резервировании времени в случае непредставления заявителем необходимых документов и сведений.
«Закон будет вступать в силу с 1 сентября 2023 года, а правительству РФ даётся право до 1 марта 2024 года подготовить нормативные акты», – сказал Москвичев.
Напомним, законопроект о «бронировании» даты и времени пересечения госграницы России на автомобиле внесли на рассмотрение Госдумы ещё в августе, до массового «исхода» россиян за границу на машинах. В конце сентября его приняли в первом чтении.
При этом к «проблемным» пунктам пропуска, где действие новой системы, очевидно, будет вводиться, однозначно можно отнести все в Приморье. Поправки в целом очень похожи на систему так называемой электронной очереди, которая действовала в крае ровно год, с 1 июня 2020 по 1 июня 2021 года. Грузовики могли проехать на прилегающую к пунктам пропуска территорию только по заявке. Затем режим работы электронных очередей неоднократно продлевали и «совершенствовали» – проще говоря, ужесточали. Однако с момента запуска системы у пунктов пропуска грузовики продолжали скапливаться на границе с Китаем сотнями. Водители большегрузов рассказывали, что, несмотря на электронную очередь, проезда приходилось ждать по несколько дней.