Неофициальная «такса» начинается от 5 600 рублей за машину
После отмены электронных очередей на пересечение российско-китайской границы грузовым транспортом в пункте пропуска «Краскино» образовался затор, рассказал «Логирусу» генеральный директор ООО «Востоктранс», член регионального совета Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в Дальневосточном федеральном округе Иван Коваль.
Сейчас очередь регулируется сторонними организациями, не имеющими отношения к государственным контрольным органам и органам исполнительной власти. На данный момент в пробке в «Краскино» застряло порядка 300 большегрузов. – У меня сейчас в «Краскино» машина с лесом стоит уже две недели. И мне открыто заявили: «Твой лес не сгниет, будет стоять столько сколько нужно». И таких машин как моя много, – отметил собеседник «Логируса». – Стоят они в открытом поле. Никакой инфраструктуры нет: ни в туалет не сходить, ни умыться, ни поесть приготовить. Даже сотовая связь там ловит не везде из-за чего не всегда можно связаться с водителем. Хаос в «Краскино», по словам Ивана Коваля, начался после отмены электронной очереди, которая действовала с 1 июня 2020 года. На погранпереходе начала действовать собственная «частная очередь», признался эксперт. Право приоритетного пропуска за фурами со скоропортом. В первую очередь, это свежемороженая рыба и краб, пояснил собеседник «Логируса». За пропуск фур с подобным грузом китайские грузополучатели проплачивают по неофициальным данным 500-600 юаней (LR. по текущему курсу это 5 600 – 6 800 рублей) за машину. – Список машин, которые с утра смогут пересечь границу, формируется с вечера. В результате одни едут, а другим приходится стоять и ждать. Иногда и по нескольку недель, – констатировал Иван Коваль. За сутки через «Краскино» проходит от 24 до 28 машин максимум, отмечает эксперт. Пропускная способность была снижена из-за проведения работ по реконструкции погранперехода. В «Полтавке» также отмечаются очереди из большегрузов. Средний срок ожидания составляет около 10 дней. Однако все перевозчики находятся в равных условиях, подчеркнул Иван Коваль. «Санитарные условия» пересечения границы остаются жесткими и разнятся в зависимости от погранперехода, добавил собеседник «Логируса». Китайская сторона не признает российские сертификаты о вакцинации и результаты ПЦР-тестов. Поэтому все водители-международники проходят повторное тестирование на территории КНР. В случае положительного результата груз китайская сторона принимает, но накладывает на водителя 30-дневный запрет на пересечение границы. С апреля 2020 года китайской стороной в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией были ведены ограничения по пропуску грузовых транспортных средств в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу в Приморском крае. Тогда ситуацию взял под свой личный контроль губернатор Приморского края, и с июня 2020-го движение прибывшего грузового транспорта к территории пунктов пропуска осуществлялось по специально сформированным спискам на конкретную дату. А проезд к территории пункта пропуска контролировался сотрудниками Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края и АО «ПРИМАВТОДОР». Это позволило перевозчикам, грузоотправителям планировать время погрузки, отгрузки и прохода на территорию КНР. Однако данная мера была принята губернатором Приморского края в рамках оперативного штаба и носила временный характер, просуществовав в общей сложности один год. Напомним, в мае 2021 года очередь на границе Приморского края и КНР со стороны России увеличилась до 500 грузовых машин.