Железнодорожный транспорт за этот же отрезок времени сумел обеспечить себе прибавку по грузообороту на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го, а по объемам перевозок – на 0,8%, что указывает: ОАО «РЖД» и операторы сумели переключить на рельсы определенную часть грузопотоков, которые ранее были привязаны к автотрассам. Иными словами, заметен определенный приток грузов на среднем плече.
Однако вопрос теперь в том, насколько устойчивым окажется этот тренд. Ведь уже итоги марта показали минимальное значение отрицательной динамики как по грузообороту, так и по объемам перевозок грузов автотранспортом. Грузооборот составил 18,1 млрд т-км, что всего на 1,5% меньше, чем за аналогичный месяц прошлого года.
Правда, темпы спада по этому показателю по-прежнему выше динамики снижения объемов перевозок: он в марте 2016 года составил всего 0,7% по сравнению с аналогичным месяцем 2015-го. Это означает, что
автоперевозчики продолжают сдавать позиции на дальних маршрутах и железнодорожному транспорту, и водному (с началом навигации).
В апреле, согласно опросу автоперевозчиков, сохранились те же тенденции. По оценкам представителя АСМАП, по итогам апреля результаты могут оказаться несколько лучше, чем в марте.
В чем причины спада перевозок грузов на дальнем плече, было сказано в рамках недавнего совещания в Минтрансе России.
Международные перевозки ослабли, но еще живы
Как сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов, если на внутренних маршрутах заметно некоторое оживление автоперевозок, то на рынке международных перевозок сохранилась непростая ситуация из-за влияния политических решений на этот вид деятельности.
В частности, трудности в переговорах с польской стороной по обмену разрешениями, а затем блокирование грузовых транспортных средств российских автоперевозчиков на территории Украины осложнили работу автотранспорта. И лишь в конце апреля эти проблемы удалось разрешить.
В результате были разорваны многие традиционные логистические цепочки, которые связывали РФ с Европой. Основная часть грузов, которые в последнее время следовали через Польшу, переключилась на контейнеры с перекладкой с фур на морской транспорт в российских и финских портах. Другая часть грузопотоков ушла на железную дорогу и морские паромы.
По данным заместителя министра транспорта РФ Николая Асаула, российский рынок международных автомобильных перевозок несмотря на кризис остался одним из самых грузоемких на евразийском пространстве. Такое положение было обеспечено благодаря межправительственным двусторонним соглашениям о международном автомобильном сообщении, которые заключены Россией с 54 странами. При этом регулярные автоперевозки налажены с 45 из них.
И сегодня автотранспорт обеспечивает четверть внешнеторгового оборота РФ.
Российские перевозчики в условиях возрастающей конкуренции сохранили свою долю на рынке в размере 40% от всех импортно-экспортных транспортировок. Правда,
на этом рынке крупных предприятий осталось немного: в основном выжил малый и средний бизнес – свыше 50% компаний имеют парки, в которых менее 10 автомобилей.
Замминистра обратил внимание, что в 2015 году общее количество полученных разрешений для российских перевозчиков составило 1,49 млн, что на 12% больше, чем в 2014-м. В то же время значительно сократились объемы перевозок из государств Евросоюза, но активизировались – в азиатском направлении.
Эти тенденции должны сохраниться и в 2016 году. Основу для этого создает принятый федеральный закон № 337-ФЗ о ратификации соглашения между правительствами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Этот документ нацелен на создание благоприятных условий для международных автомобильных перевозок в зоне ШОС.
Также впервые удалось получить принципиальное согласие Минтранса КНР на перевозки грузов российским транспортом из Китая транзитом через Казахстан в Россию. Важно, что все положения соглашения ШОС поддержал Казахстан. Договоренности носят, правда, временный характер. Однако они должны регулировать перевозки до начала полномасштабной реализации данного соглашения.
Туманный месяц май
Опросы грузовладельцев в апреле показали, что многие из них по-прежнему опасаются переключать грузопотоки в той же мере, как и в 2014–2015 гг., на автотранспорт (это касается металлопродукции, цемента, стройматериалов, части генеральных грузов) из-за рисков, связанных с введением в РФ системы оплаты за пользование федеральными автодорогами для грузовиков массой свыше 12 т. Однако уже осенью эти настроения могут измениться – по мере того как станет очевидным, что перевозчики приспособятся к «Платону».
Во всяком случае прошел апрель, а никаких сколько-нибудь серьезных акций протеста не произошло. Дальнобойщики, полгода протестующие против «Платона», как и обещали, все-таки провели свой съезд. Но на нем ограничились лишь учреждением Объединения перевозчиков России – некой аморфной структуры, в которую вошли представители более чем трех десятков регионов страны.
Как образно выразился руководитель профсоюза водителей Александр Котов, на этом съезде протест разбили в мелкие брызги, растащили и оседлали. Протестующие не нашли в себе здравого смысла, воли и силы, чтобы объединиться для организации противодействия тем методам регулирования рынка автоперевозок, которые стали применять в РФ. Это означает, что рынок начал адаптироваться к новым условиям. Так это или нет, будет видно по итогам мая. По ряду причин ситуация может или ухудшиться, или, наоборот, окончательно стабилизироваться.
Источник: ati.su
Фото: sms-trans.ru