Поставщик: Alcoa. Эксплуатационник: ООО «Стандарт». Дата постановки под наблюдение: 6 августа 2014 г. Пробег автопоезда, укомплектованного коваными алюминиевыми дисками Alcoa и энергосберегающими шинами Michelin, к моменту подготовки очередного отчета составил 152 000 км.
Вот что показывают цифры. Экономия топлива, согласно расчетам перевозчика, на сегодняшний день составила 4579 литров. В качестве точки отсчета были взяты расходы аналогичных грузовиков в стандартной заводской комплектации, работающих на тех же самых маршрутах. Посчитать разницу не составило труда: все автопоезда компании оснащены системой мониторинга и контроля расхода топлива, исключающего любые махинации со стороны водителя, а списание горючего производится только по факту.
Эксперимент, изначально казавшийся достаточно рискованным (скептики напоминали об отсутствии надлежащего шинного сервиса в регионах), перевозчик считает удачным: инвестиции близки к полному возврату. В общей сложности в проект было вложено 268 500 руб. Колесные диски трех типоразмеров в количестве 10 шт. были приобретены в 2015 году за 238 500 руб. Еще 30 000 руб. пришлось истратить на установку системы контроля давления в шинах (ее основная задача — предупреждение о нештатной ситуации). А вот затраты на покупку новых шин перевозчик в данном случае в расчет не берет, считает их сопоставимыми с обычной «переобувкой» тягача и полуприцепа.
Для полноты картины важно перевести литры экономии в деньги. При стоимости дизельного топлива 45 руб./л (усредненное значение с учетом заправок в Европе) экономия составила 206 000 руб. Действительно, еще совсем немного, и затраты полностью окупятся, а экономический эффект продолжится. «Нам нужно брать в расчет долгосрочную перспективу, — объясняет Артак Кочинян, начальник автоколонны ООО «СТАНДАРТ». — Срок службы дисков сопоставим со сроком службы всего грузовика, а значит, при последующих шиномонтажах все они останутся на своих местах. В итоге мы получим куда более серьезный экономический эффект».
Алюминиевые диски в сочетании с одинарной ошиновкой — редкость для грузовика, второй такой в России не встретишь.
Задавшись целью получать максимум полезной информации, мы решили изучить влияние кованых дисков на ресурс деталей подвески и тормозов. В нашем случае сделать такой анализ несложно: автопоезд обслуживается у официального дилера, сервисная история отображается самым тщательным образом, в том числе в электронном виде.
Итак, за период наблюдений тягач прошел три плановых технических обслуживания. На пробеге 552 000 км произведена замена передних амортизаторов. Стоит обратить внимание на состояние тормозных колодок: судя по износу, отображаемому в процентах, они изнашиваются медленнее, чем обычно. Специалисты объясняют это улучшением теплоотвода от тормозных механизмов (примерно в 3 раза). Однако по осям колодки изнашиваются неравномерно: задние истерлись больше, чем передние. Скорее всего, это связано с ухудшением защиты суппортов ведущей оси от грязи и влаги ввиду особой геометрии широких дисков 22.5х17 Dura Bright EVO.
Вкратце о том, как чувствуют себя энергосберегающие шины. На данный момент высота протектора шин управляемой оси уменьшилась на 4,2 мм. Боковина и бортовая зона практически в безупречном состоянии, давление 8,5 бар соответствует нагрузке. На ведущей оси шины выглядят как новые, износ у блоков широкого протектора практически незаметен. На осях трейлера констатируем обычную для такого пробега ситуацию: протектор шин средней оси потерял ничтожно малые 2 мм высоты, протектор передней и задней осей истерся на 5 и 6 мм соответственно. Перестановка шин по осям не производилась.
Блестящие диски, пухлые формы и выразительный протектор шин «супер сингла», надо признаться, заметно меняют облик тягача в лучшую строну. Такой автопоезд — отличная реклама для транспортной компании. Изначально у эксплуатационника была идея применить такое высокотехнологичное решение и для других автопоездов, работающих на международных линиях. Однако в сложившейся с грузоперевозками ситуации реализацию этого плана пришлось отменить.
Михаил Журавлев, директор подразделения грузовых шин Michelin в восточно-европейской зоне:
- Комбинация шин Michelin XFA 385/55R22,5 и Michelin Х One XDN2 Grip 495/45R22,5 не является типичной, так как для российского и европейского рынков автомагистральных перевозок стандартный размер на ведущую ось — 315/70R22,5. Для достижения максимального эффекта экономии топлива на тягачах в условиях автомагистральных перевозок мы можем предложить комбинацию шин с «широким рулем»: Michelin XFA 385/55R22,5 и Michelin X LINE ENEGY D 315/70R22,5 или комбинацию шин с «узким рулем»: Michelin X LINE ENEGY Z 315/70R22,5 и Michelin X LINE ENEGY D 315/70R22,5.
Стандартный размер на рулевой оси тягачей автомагистрального предназначения — 315/70R22,5. Водители называют эти рулевые шины «узкими». Многие вместо «узкого руля» ставят «широкий» 385/65R22,5. По восприятию водителей «широкий руль» более комфортен (машина более плавно идет на неровностях дороги), а также лучше управляемость и безопасность.
Артак Кочинян, начальник автоколонны ООО «СТАНДАРТ»:
- Сейчас автопоезд встает на прежний маршрут Москва — Прага, перед этим сцепка некоторое время эксплуатировалась в России. По технике нареканий нет, все идет в штатном режиме. Хочу сказать, что экономика проекта выглядит очень привлекательно.
На данном этапе из первоначальных затрат в сумме 268 500 руб. нам уже удалось возвратить 206 000 руб. только благодаря экономии топлива: тестовый автопоезд сэкономил 4579 л в сравнении с обычной сцепкой.
Эта экономия продолжится. Нам нужно брать в расчет долгосрочную перспективу. Срок службы дисков сопоставим со сроком службы всего грузовика, а значит, при последующих шиномонтажах они останутся на своих местах. В итоге мы получим куда более серьезный экономический эффект.
Источник: ati.su
Фото: www.logists.by