Бесплатный звонок по РФ 8 (800) 234 0 234
Great Britain flag

Финансы

Владельцы Fesco продают самое дорогое

27 февраля 10:43

Сделка может стать началом выхода «Суммы» из активов в России?

Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова собирается выйти из своего самого ключевого актива — крупнейшей в стране портовой группы НМТП. Долю выкупает другой совладелец, государственная «Транснефть», с которой «Сумма» давно конфликтовала. Средства группа может направить как на улучшение сложной финансовой ситуации FESCO, так и на борьбу за контроль в «Трансконтейнере», сообщает «КоммерсантЪ», источников которого полагают, что сделка может быть и началом выхода «Суммы» из активов в России.

ФАС одобрила ходатайство «Транснефти» о выкупе доли группы «Сумма» в Новороссийском морском торговом порту (НМТП). Сейчас «Транснефть» и «Сумма» через СП Novoport Holding Ltd на паритетной основе владеют 50,1% НМТП, еще 10,5% монополия контролирует самостоятельно через «Транснефть-сервис», 20% порта принадлежит Росимуществу, еще 5,3% — у ОАО РЖД. В «Транснефти» отметили лишь, что «в настоящее время никакой сделки не осуществлено». В «Сумме» же заявили, что получили «хорошее предложение» от «Транснефти» и обсуждают его, пояснив, что «группа как стратегический инвестор заинтересована в контроле над своими активами, а приватизация НМТП до сих пор не состоялась». В середине февраля владелец «Суммы» Зиявудин Магомедов уже говорил, что группа не исключает выхода из актива из-за затянувшейся приватизации (обсуждается с 2013 г.).

Контроль над НМТП «Транснефть» и «Сумма» получили в 2010 ., выкупив долю у Александра Пономаренко, Александра Скоробогатько и Аркадия Ротенберга. В начале 2013 г. между монополией и группой разгорелся корпоративный конфликт, и, несмотря на его разрешение в 2014 г., эксперты и участники рынка говорили о сохранении разногласий. «Транснефть» при этом не раз заявляла о намерении выйти из НМТП, в том числе в пользу «Суммы». Сейчас по рынку продаваемый пакет стоит 40,5 млрд руб.

В отрасли выход «Суммы» из НМТП — ее самого дорогого и прибыльного актива — вызвал удивление. «Слухи о продаже доли ходили давно, но никто не воспринимал их всерьез,— говорит источник “Ъ” на рынке.— Скорее, это было похоже на новый раунд корпоративного конфликта». Ряд собеседников связывают сделку с тяжелым финансовым положением других активов группы. Так, транспортная группа FESCO (головной компанией является ДВМП) допустила в 2016 г. дефолт по рублевым облигациям и евробондам, для реструктуризации долга был взят кредит в размере $680 млн под залог 50% в Объединенной зерновой компании. ЯТЭК, которая выступает поручителем по кредиту, в конце января не смогла полностью исполнить оферту на 694 млн руб. по выкупу акций у недовольных миноритариев. Проблемы есть и с ее инжиниринговым бизнесом — как сообщал РБК в мае 2017 г., «Сумма» рассматривала вариант продажи «Глобалэлектросервиса» и «Стройновации» из-за срыва сроков работ по текущим контрактам.

По другой версии, «Сумма» может использовать деньги от продажи доли в НМТП для борьбы за контроль в другом своем крупном активе — «Трансконтейнере». В нем группа владеет 25,07% акций и претендует на выставленный на продажу пакет ОАО РЖД 50% плюс две акции. Наконец, часть собеседников видят в сделке по НМТП подготовку «Суммы» к выходу из российских активов, что может быть связано как с грядущей сменой правительства после выборов президента РФ, так и со сменой власти в родном для господина Магомедова Дагестане.

Константин Юминов из Райффайзенбанка отмечает, что для «Суммы» продажа НМТП будет «хорошей возможностью выйти в деньги»: с 2015 г. акции НМТП подорожали с 1,3 руб. до 8,4 руб. за штуку. Он согласен, что группа может, в частности, направить деньги на покупку «Трансконтейнера». При этом для «Транснефти» интерес представляет именно перевалка нефти и нефтепродуктов, и при получении контроля она может вернуться к обсуждавшейся раньше теме разделения активов порта по профилям либо найти нового партнера. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что с точки зрения объема дивидендов «Трансконтейнер» сейчас не сможет заменить НМТП, но у него больше потенциал роста прибыли и капитализации, тогда как фиксация тарифов порта в рублях негативно повлияет на финансовые показатели в среднесрочной перспективе.

Источник:

http://www.konkurent.ru/article/17772