Бесплатный звонок по РФ 8 (800) 234 0 234
Great Britain flag

Строительство новых дорог в стране невиданного качества

Ведущий "Радио Финам" автоэксперт Сергей Асланян в прямом эфире поделился со слушателями радиостанции своими соображениями, могут ли в России появиться приличные автодороги. Почему "...в космос нам полететь не то, чтобы раз плюнуть, но можем, летаем, а дороги мы не можем построить никак и никогда"?

aslanianАСЛАНЯН: Теперь немножко о жизни нашей замечательной, грозящей стать безудержно замечательной. В те приятные минуты просветления, когда мы не занимаемся посыпанием собственных голов пеплом, мы осознаем себя великим народом, в истории которого невероятное количество удивительных свершений. Нам по плечу, ну, естественно, космос, нам по плечу Днепрогэс, Магнитка, нам по плечу Байкало-амурская магистраль. В области балета мы по сию пору тоже очень неплохо выглядим. Наши боевые самолеты, наши истребители современные номер один в мире, и никаким американцам не снились те технологии, которыми мы обладаем на сегодняшний день.

Мы знаем о том, что мы замечательные, великие, талантливые, мы много чего можем. Единственное, чего мы не можем никогда, ни при каких обстоятельствах, ни при каком финансировании мы не можем построить дороги. Мы привыкли к этому, и уже точно знаем, что дороги это же дорого, это всегда так тяжело. Вот в космос нам полететь не то, чтобы раз плюнуть, но можем, летаем, а дороги мы не можем построить никак и никогда. При этом у нас с дорогами… Ну, беда, конечно, наша историческая традиция, там совсем кошмар и катастрофа. И мы что-то делаем и что-то созидаем, но с дорогами ситуация выстроена таким образом, что мы, во-первых, никогда не могли понять, почем они у нас.

Росавтодор и Минтранс создали такую систему непрозрачную расходования средств на строительство дорог, что мы никогда в принципе не сможем разобраться, почем у нас один погонный километр дороги.

У нас в эту смету на всякий случай включены все виды расходов – на выкуп земли, на перекладку коммуникаций, на все, что угодно. Поэтому, когда Росавтодор обвиняют в том, что они либо не умеют строить, либо недостаточно компетентны, либо слишком криминогенны, они всегда говорят: «Минуточку, а вы нас за руку держали? Вы посмотрите, вот бумаги». Из этих бумаг всегда следует, что у нас дороги… Да нет, недорогие они. Хотя прямое сопоставление сметы Московской кольцевой автодороги со среднестатистической дорогой в Европе, оно не в нашу пользу. В Германии, например, порядка 5 миллионов евро стоит 1 километр, нижний предел это 1 миллион, верхний предел это где-то так 5-6 миллионов. Это когда совсем тяжело, совсем трудно, и нужно очень заморачиваться для того, чтобы построить этот километр.

У нас 1 километр Московской кольцевой стоил порядка 100 миллионов долларов.

Представляете, получается, что от немецкого 1 миллиона в нижнем пределе мы подпрыгнули на 99 миллионов сверху. Совершенно несопоставимые цифры, такое ощущение, что мы в Москве рубились сквозь вечную мерзлоту, мы пытались преодолеть скальные грунты, и подвоз каждого гвоздя у нас был как минимум самолетом, либо «DHL», очень трудно.

Вот в этой неразберихе мы не знаем, на что у нас уходят деньги. В 2011 году мы установили абсолютный рекорд ассигнований, прямых целевых ассигнований на дороги, мы из бюджета потратили порядка 740 миллиардов рублей на строительство дорог. По итогам 2012 года не очень понятно, еще не все уголовные дела вскрыты. На 2013 год товарищ Путин обещал триллион. Большие деньги, триллион. При этом у нас есть еще федеральные целевые программы, которые напрямую в бюджете не заложены и не отслеживаются, и, в общем-то, две трети федеральных целевых программ, они тоже, так или иначе, затрагивают строительство дорог. И какой результат?

Вот мы 44 года подряд строили трассу «Амур», в результате мы имеем что? Да, мы имеем трассу «Амур», там начинаются просадки грунтов, там начинается потихонечку разваливание всего, чего только можно. Дорогу мы эту сдали. Вот именно благодаря тому, что товарищ Путин решил прокатиться одновременно на трех желтых «Калинах», мы и ухнули туда 740 миллиардов. До того было не больше 300 миллиардов в год, в 2010 году порядка 300 миллиардов прямых ассигнований на дороги. Потом 740 миллиардов, сдали «Амур», и…

И вот какая удивительная особенность нашего бытия. Каждый год в обязательном порядке мы слышим заклинание о том, что вот теперь у нас будут замечательные дороги, о том, что теперь мы всерьез займемся этой нашей родовой травмой. И вот, наконец-то, у нас будут замечательные, замечательные… Дальше идет заклинание. Это как в сказке – чем чаще и дольше произносишь, тем, соответственно, оно получается сказочнее. Замечательные, замечательные, замечательные, замечательные, замечательные дороги.

И вот сегодня прозвучало очередное заявление о том, что у нас будут самые лучшие в мире дороги. Причем вот оно, вот оно, опять федеральная целевая программа, это прямые деньги из бюджета. И это будет не что-нибудь, а пилотный проект, означающий попытку нескольких ведомств понять, что же такое современные технологии, как бы их применить и добиться результата. Ну, на всякий случай мое персональное предложение. В каждый строительный трест, занимающийся дорогами, в каждый проектный институт…

А у нас такая интересная система, что нельзя, чтобы проект и стройка были в одних руках. Проектный институт сам по себе, он является исполнителем воли заказчика, но ни в коем случае не строителем, поэтому тот, кто выиграл тендер на строительство дороги, он должен воспользоваться чужим проектом, который ему дадут в зубы. Кстати, за его деньги.

И вот в каждом строительном институте я предлагаю и в каждом тресте, и в каждой подрядной организации, занимающейся дорогами, сразу учредить должность такого соглядатая из прокуратуры или следственного комитета. Потому что ясно, что украдут. Вот мне почему-то ясно, что украдут. Так давайте сразу, чтобы он за каждым счетом приглядывал, за каждой машиной с грунтом.

Но федеральный пилотный проект не про то. Удивительное в нем вот что. Этот проект называется «Инновационные дороги», и к реализации этого пилотного проекта будет привлечено не что-нибудь, а «РОСНАНО», у нас, наконец-то, в стране начнется строительство нанодорог. «РОСНАНО» это серьезная организация, которая действительно может очень здорово продвинуть прогресс в нашей стране. Когда «РОСНАНО» только создавался, и мы всей страной в обязательном порядке играли в нанотехнологии, у нас первым, кто отчитался о поголовном применении тех самых нанотехнологий, был, как ни странно, «АвтоВАЗ». Потому что на «АвтоВАЗе» есть в одной лампочке небольшая такая деталька, она как раз нанодеталька. Поэтому было напрямую сказано, что мы освоили немножечко денег, в результате «АвтоВАЗ» считается у нас передовиком по освоению нанотехнологий.

А еще там что-то с краской произошло. Видимо была, как у Челентано в одной комедии, секретная добавка: подошел, плюнул, и вот она, секретная добавка. Она нано, после чего краска на «Жигулях» стала лучше. Мы как пользователи это, естественно, заметили.

И вот теперь «РОСНАНО», также Росавтодор и Минэкономразвития с правительствами Москвы, Татарстана и Рязанской области будут экспериментировать, они будут изобретать дороги заново, и на все про все им дано 100 миллиардов рублей к тому триллиону, который обещал Путин. Не путайте, это разные деньги. И что будет за эти 100 миллиардов? За эти 100 миллиардов мы постараемся применить новейшие технологии. У кого как ни у нас есть новейшие дорожные технологии? Потом мы создадим интеллектуальную систему присмотра за дорогой и за водителями, заодно мы вдоль обочин понатыкаем такие специальные штучки, которые если что – будут брызгаться антигололедным реагентом. Из этого следует, что за лопату никто браться не будет.

Снег мы не будем чистить по-прежнему, мы будем штрафовать водителей за то, что у них нет зимней резины.

А еще у нас будут разговаривающие дорожные знаки, потому что все «Жигули» нашей страны имеют специальные модули считывания, и дорожные знаки будут заранее предупреждать машину, ну, если повезет, еще и водителя, о том, что они там стоят. Едешь, а знак тебе посылает импульс: «Вот тут за поворотом 40 километров в час, поэтому, пожалуйста, будь готов, притормози. Ну, или не тормози, потому что дальше стоит видеокамера, вот, пожалуйста, от нее тоже импульс».

И вот все это вместе взятое имеет напрямую отношение к дорогам, которые станут просто великолепными. Причем мне нравится здесь роль не только «РОСНАНО», большого специалиста, но и федерального дорожного агентства Росавтодора. Мы с вами ошибочно полагаем, что Росавтодор строит дороги, что он чего-то понимает в дорогах. Ничего подобного. Я вам прочитаю гнусным голосом, что написано на сайте Росавтодора: «Федеральное дорожное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог». Вот, чем занимается у нас Автодор. Он не должен строить дороги, он вообще не имеет никакого отношения к тому, что происходит у нас с асфальтовым покрытием в стране.

И вот все вместе на 100 миллиардов они займутся тем, что создадут некие условия, они определят концепцию, техническое задание и предложат всем поучаствовать в этом техническом задании. И, может быть, потом… 100 миллиардов уйдут только на разработку технического задания, не на строительство. И, может быть, потом у нас будут, наконец-то, дороги. Но я эти новости под разными названиями слышу каждый год. Дорог у нас нет. Вот за те долгие годы, сколько я живу, с хорошими дорогами не получается, пример тому Сколковское шоссе.

Источник: ati.su/