Транзит — в смысле международных торговых отношений представляет собой очень важный вид перевозки, так как позволяет осуществлять торговые операции странам, не имеющим общей границы, а возможно и не имеющим выхода к морю, или очень длинный и неэффективный морской участок соединяющий такие страны. В таком случае, Транзит грузов может обеспечиваться третьей страной, позволяющей выполнять перевозки грузов по своей территории без каких-либо существенных сборов и налогов, обеспечивая потребности либо сопредельных государств, а иногда и очень отдаленных стран. Страны Евросоюза самый наглядный пример необходимости Транзита для международной торговли.
В отношении Дальневосточных портов, Транзит грузов был и пока еще остается своего рода «перспективной нишей» в развитии данного вида перевозок.
Конкурентная борьба на мировых рынках за возможность предоставлять «транзит» по территории своих государств приводит к постепенному созданию транзитных коридоров, в том числе и на территории Приморского края. Но лавинообразное движение экспортных, импортных и частично-сезонных каботажных грузов, перевозки которых порой до предела загружают транспортную инфраструктуры Приморья, не позволяет гарантировать стабильные условия для транзитных перевозок на гарантированных условиях. Такие гарантия, по устоявшимся правилам, должны включать: опубликованные маршруты, виды транспорта, действующие нормативные условия для каждого маршрута, графики перевозок, сроки доставки, неизменные ставки на максимально длительный планируемый период.
Тем не менее, из владивостокского морского торгового порта Владивостока в конце 90х годов в течение нескольких лет успешно отправлялись маршрутные поезда с транзитной пшеницей для Монголии. За последнее десятилетие настолько широкое распространение получили перевозки контейнеров в составе маршрутных поездов, что сегодня уже, наверное, нет контейнерных терминалов, которые не имели бы в арсенале своих услуг планов формирования контейнерных поездов по самым востребованным направлениям. Впереди, очевидно, следующий шаг, когда контейнерные поезда для транзитных грузов назначением в европейские государства будут востребованы в полной мере. Возможно, для этого их регулярность должна измениться с условия «Еженедельно» на «Ежедневно». Стимулировать такие изменения могут ставки на транзитные контейнерные перевозки. При этом важно сохранение сбалансированных объемов перевозок собственных грузов, обеспечивающих экономические интересы РФ, и транзитных перевозок, гарантом которых в конечном итоге выступает государство, а не конкретный оператор, даже если он выполняет все функции по предоставлению условий и выполнению транзитных перевозок.