Сложная экономическая ситуация, развертывание санкционной политики, сокращение инвестиций – все это не позволило российским портам нарастить перевалку грузов. Несмотря на то, что 2015 год для портовых компаний выдался нелегким, согласно прогнозу Минтранса, грузооборот портов РФ по итогам прошлого года может быть на 3–4% выше уровня 2014-го.
Темпы роста снизились
По предварительным данным, за 2015 год объем перевалки грузов в портах составил 645–650 млн т. Для сравнения, в 2014-м – 623,4 млн т.
Отметим, что в 2015 году темпы роста объемов обрабатываемых в портах грузов неуклонно снижались. Так, если по итогам I квартала прибавка, по данным Ассоциации морских торговых портов, составила 8,9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, то за 6 месяцев – только 3,5%. За январь – сентябрь перевалка увеличилась на 3% относительно 2014-го, до 495,8 млн т. За 10 месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2014-го объем перевалки грузов в морских гаванях возрос на 3,2%, а за 11 месяцев – на 3%. Во многом прогнозы экспертов оправдались. Еще летом они заявляли о том, что к концу года объем грузов, проходящих через российские порты, станет устойчивым.
Надо отметить, что в целом темпы роста перевалки грузов в 2015 году сопоставимы с позапрошлогодними показателями, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и трещину в международных отношениях.
А вот объем перевалки грузов в контейнерах в морских портах неуклонно снижается. Согласно предварительным подсчетам Минтранса, падение составит порядка 30–35% за прошлый год. Если по итогам 2014-го контейнерооборот портов России сократился на 1,3%, то уже за I квартал 2015-го он упал на 22,8%. В апреле негативная тенденция лишь усилилась: объем перевалки контейнеров в портах РФ снизился на 24,2%. Максимальное падение было зафиксировано в июле 2015 года – 26,6%. Однако по итогам 11 месяцев объем перевалки грузов в контейнерах сократился на 26,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года – с 4,87 до 3,59 млн TEU. На спад показателей по-прежнему влияют импорт и перевалка порожних контейнеров. Основу российского контейнерного импорта составляют продовольствие, потребительские товары и автокомплектующие.
Переориентация грузопотоков
Если раньше грузы в Европу следовали преимущественно через порты Балтийского бассейна, то из-за сложившейся политической и экономической ситуации многие эксперты полагают, что отправной точкой основного объема грузопотока за рубеж станут черноморские гавани. Прогнозы участников отрасли подтверждает статистика. На долю морских гаваней Азово-Черноморского бассейна приходится почти треть российского грузооборота. Мировая конъюнктура повлияла на отгрузку сырьевых грузов, которые в основном проходят через южные порты.
О том, что южные гавани ждут большие перспективы, говорит и то, что, согласно прогнозам Минтранса России, к 2030 году на долю грузооборота портов в Азово-Черноморском бассейне (включая Крым) будет приходиться свыше 400 млн т грузов в год, а это более чем в 2 раза превышает сегодняшние объемы. Однако эксперты заявляют, что черноморские гавани уже сейчас перегружены. К тому же их инфраструктура не соответствует современным стандартам.
Следует отметить, что увеличение перевалки на Юге произошло на фоне позитивной динамики практически во всех российских портах, кроме арктических.
Свобода дает новые возможности
В середине июня 2015 года Владимир Путин подписал закон о создании свободного порта Владивосток. По мнению участников рынка, новый статус и возможности, которые будут предоставлены компаниям, работающим в этом регионе, привлекут на данное направление новые грузы. Напомним, закон о свободном порте вступил в силу 15 октября 2015 года и будет действовать на протяжении 70 лет. В дальнейшем этот период могут как сократить, так и продлить. Действие уникального для России режима распространится сразу на 15 муниципалитетов региона. Для резидентов территории будет предоставлен облегченный налоговый и таможенный режим.
По словам губернатора Приморского края Владимира Миклушевского, данный проект позволит к 2025 году увеличить валовой региональный продукт в 2,7 раза. При этом инвестиции в основной капитал возрастут в 2,5 раза, среднегодовая численность занятых в экономике – в 1,3 раза, а производительность труда повысится примерно в 2 раза.
Такой оптимизм связан с теми преимуществами, которые дает режим свободного порта, и теми фискальными преференциями, которые будут предоставлены резидентам порта: пониженные ставки по налогу на прибыль, освобождение от налога на имущество организаций и земельного налога и т. д. К тому же в зоне порто-франко во Владивостоке иностранцы будут иметь возможность получать восьмидневную российскую визу прямо на границе, а ввозимое оборудование будет освобождено от уплаты импортной пошлины и налога на добавленную стоимость.
Зона свободной торговли значительно повысит инвестиционную привлекательность российского региона и обеспечит сокращение затрат на реализацию инвестиционных проектов до 40%.
Владивосток является связующим звеном между Транссибирской железнодорожной магистралью и тихоокеанскими морскими путями, что превращает его в важный грузовой и пассажирский порт. Главные статьи экспорта здесь – рыба и морепродукты, древесина, черные и цветные металлы, суда. Основные импортные грузы – это продукты питания, лекарственные средства, одежда, обувь, бытовая техника и суда. Владивосток является важным перевалочным пунктом для товаров, импортируемых из Японии, Южной Кореи, Китая, США и стран Юго-Восточной Азии. Заметную долю товаропотока также занимает ввоз новых и подержанных автомобилей из Японии.
Северному морскому пути добавят грузов
В новой редакции Морской доктрины, которая была представлена в прошлом году, содержатся положения не только о поддержке отечественных судостроителей, но и о развитии российского транспортного флота и специализированных решений для освоения Мирового океана. В Арктическом региональном направлении Морской доктрины упор сделан также на освоение природных ресурсов Арктики и ее территорий.
Развитие арктических зон ориентировано в основном на завоз грузов, а также добычу и экспорт углеводородов. По некоторым прогнозам, в ближайшие 4 года объем вывоза может достигнуть 15 млн т. Для организации транзитных перевозок грузов между Азией и Европой необходимо совершенствовать инфраструктуру Северного морского пути. Россия может извлечь значительную экономическую выгоду из развития и эксплуатации СМП – кратчайшего морского пути от европейских до восточноазиатских портов. Еще более важно в этой связи образование стратегического внутреннего маршрута, соединяющего сибирские речные порты друг с другом, а также с европейскими и дальневосточными районами страны. Сегодня полным ходом идет реализация программы по созданию арктической инфраструктуры на острове Шмидта, Новой Земле, Новосибирских островах и Земле Франца-Иосифа. Названные острова очень важны для России, поскольку между ними и континентальной частью страны проходит кратчайший маршрут из Европы на Дальний Восток.
Для продолжения развития СМП необходимо модернизировать его морские порты и отгрузочные терминалы, а также начать строительство новых ледоколов и транспортных судов, создать технологический флот для геологоразведки и обслуживания сооружений на шельфе. По мнению участников рынка, транзитный потенциал СМП может раскрыться только в отдаленном будущем, пока же по нему осуществляется в основном северный завоз и экспорт углеводородов.
Источник: rzd-partner.ru/ фото: ngnovoros.ru/