Это постановление откроет российский рынок для перевозчиков из Казахстана, Беларуси и Армении. Для осуществления перевозок будет необходим оригинал международной транспортной накладной и внесение данных о перевозке в ГИС ЭПД. Разрешено не более трех последовательных рейсов в течение семи дней с момента первой выгрузки в России. Каждый рейс должен подтверждаться транспортной накладной и представлять собой этап к следующей погрузке или государственной границе.
Кроме того, потребуется разрешение Ространснадзора и переход на ЭДО. Перевозка опасных грузов будет запрещена. Нарушение правил будет караться штрафом от 150 до 200 тыс. рублей.
По словам коммерческого директора «Скиф-Карго» Михаила Коптева, открытие рынка может привести к увеличению объемов грузоперевозок как для российских, так и для иностранных компаний, что будет способствовать развитию всей отрасли. Кроме того, дополнительные мощности перевозчиков из стран ЕАЭС могут решить проблему дефицита грузовых автомобилей в определенных регионах или на определенных маршрутах, особенно в пиковые периоды.
– С другой стороны, возможны сложности в регулировании рынка в связи с различиями в законодательствах России и стран ЕАЭС. Это может привести к бюрократическим барьерам и правовой неопределенности, – считает Михаил Коптев.
В компании Rusta прогнозируют, что приход новых зарубежных игроков на рынок РФ усилит конкуренцию, что снизит тарифы на автоперевозки. И даже если цены изменятся незначительно, то все равно это будет означать падение доходов и прибыльности бизнеса у российских перевозчиков.
– Но есть и позитивный момент. Постановление откроет для российских перевозчиков Казахстан. Именно через эту страну идут основные потоки импорта-экспорта из Китай и в Китай, – добавили в пресс-службе ГК Rusta.
Заместитель генерального директора «ТРАСКО» по автомобильным перевозкам Александр Шилинчук считает, что отмена запрета на каботажные перевозки для представителей стран ЕАЭС негативно скажется на всем рынке.
– Последние два года российские перевозчики активно наращивали свои мощности и обновляли автопарк. Это было связано, как с отложенным спросом в 2022 году, так и с небывалым спросом на внутренние автоперевозки в 2023 году. В свою очередь тарифы на автоперевозки в России, из-за возросшей конкуренции, снижались на протяжении всего текущего года. И это привело нас к тому, что действующие на рынке тарифы, а также рост затрат на водителей, технику, налоги и сборы, не позволяют перевозчикам планировать ни дальнейшее обновление автопарка, ни его расширение, ни, в целом, рост и развитие компаний, – считает эксперт.
Каботажные перевозки будут положительно влиять на доступность транспорта, особенно при их осуществлении в направлении страны регистрации компании. В основном это будут маршруты в сторону Нижней Волги, Урала и Сибири, уверен директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов.
– Отдельно необходимо рассмотреть вопрос ответственности за груз у перевозчиков из ЕАЭС: будут ли они готовы к заключению договоров с российскими страховыми компаниями и отвечать за груз наравне с российскими перевозчиками. Важно также отметить, что часть прибыли, а соответственно, налоговых поступлений, при таких перевозках будет уходить за рубеж, – резюмировал эксперт.
Напомним, что в 2023 году главы транспортных ведомств Беларуси и России Алексей Ляхнович и Виталий Савельев подписали соглашение о международных автомобильных перевозках. Стороны договорились постепенно отменить систему разрешений для автоперевозок в третьи страны. Белорусским перевозчикам не потребуются разрешения на работу на российском рынке и наоборот.