Врио губернатора Калининградской области Николай Цуканов выдвинул кандидатом в члены Совета федерации (СФ) главу ОАО РЖД Владимира Якунина, сообщают «КоммерсантЪ», «Ведомости» и РБК. Двумя другими кандидатами в члены СФ от исполнительной власти являются мэр Калининграда Александр Ярошук и действующий сенатор Олег Ткач, передает ТАСС.
Якунин является основным претендентом на этот мандат, отмечается РБК. При этом, по словам источников издания, совсем необязательно, что Якунин перейдет в Совет Федерации уже в этом году. Губернатор может делегировать в верхнюю палату любого из своей тройки в любой момент в течение пяти лет с момента переизбрания. Якунин лишь один из трех кандидатов, и вопрос его ухода из РЖД не в компетенции губернатора, сказал РБК Цуканов.
Источники изданий подтверждают, что Якунин покидает РЖД. Однако, как пишет РБК, для руководства РЖД и самой компании новость о включении Якунина в тройку сенаторов стала полной неожиданностью. Член совета директоров РЖД уверяет, что вопрос об уходе Якунина «ни разу даже не поднимался и не обсуждался» в течение последних двух лет.
Опрошенные вчера «Ъ» чиновники и эксперты разошлись в версиях. Ряд из них утверждает, что к работе Владимира Якунина имеются претензии, другие полагают, что само выдвижение Владимира Якунина кандидатом в сенаторы можно рассматривать как поддержку губернаторского корпуса руководством страны. Не исключают эксперты и то, что решение Якунина может быть также связано с перспективами изменения веса самой верхней палаты после появления в ней президентской квоты. По мнению ряда политологов, для Владимира Якунина переход в СФ будет «понижением и ударом по карьере, если только его не выберут председателем СФ».
При этом никто из опрошенных не в состоянии предложить внятное объяснение, почему отставка господина Якунина должна произойти именно сейчас, указывается в «Ъ». Источник, близкий к совету директоров монополии, отмечает, что нынешние проблемы в РЖД сопоставимы с проблемами любой другой крупной компании, и никаких конфликтов на уровне правительства или администрации президента в последнее время не было. В то же время один из источников считает, что уход Якунина связан с надвигающимся кризисом, когда РЖД останется с огромными взятыми на себя обязательствами по стройкам при пикирующем рубле.
Аналитики «Ведомостей» полагают, что РЖД нужен президент, знающий проблемы грузоотправителей, который мог бы повысить клиентоориентированность компании, а повестка Якунина для РЖД – забрать вагоны в управление, препятствовать либерализации тяги – устарела. Источники издания также отмечают, что Якунин выполнил свою миссию в РЖД: приватизировал все более или менее значимые активы компании. Но поскольку инфраструктура ветшает, а денег на ее радикальное обновление нет, пришло время доверить компанию профессионалу, способному с имеющимся небольшим ресурсом добиться приемлемых результатов.
Источники и участники отрасли, опрошенные «Ъ» называют целую череду возможных преемников господина Якунина, в том числе помощника президента и экс-главы Минтранса Игоря Левитина, вице-премьера Аркадия Дворковича, главу УВЗ Олега Сиенко, первого вице-президента ОАО РЖД Александра Мишарина, начальника Октябрьской железной дороги Виктора Степина, заместителя главы Минтранса Олега Белозерова. Кандидатуры Степина и Мишарина озвучивают также и источники «Ведомостей».
Источник: morvesti.ru/ фото: morvesti.ru/