ФАС по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича подготовила проект справки-доклада о состоянии конкуренции в морских портах РФ за 2015-2017 годы, пишет «Коммерсантъ». Подготовка отчета связана с конфликтом между ведомством и крупнейшими российскими стивидорами, который длится уже более года. Корень разногласий в том, как именно выводить некоторые порты и терминалы из списка естественных монополий.
В направленном в Минтранс докладе ФАС наконец-то систематизировала перечень критериев, по которым и оценила уровень конкуренции в отрасли. Общая оценка – «неуд». Более или менее приемлемый уровень конкуренции отмечен только на рынке перевалки нефтепродуктов, заявил «Ъ» советник главы Федеральной антимонопольной службы Павел Шпилевой. Минимальный уровень – на рынке перевалки зерна.
Критериев, которые учитывала ФАС при определении уровня конкуренции, не так уж и много, отметил господин Шпилевой. Во-первых, во внимание принимался вид грузов, условия их доставки в порт и глубоководность последнего. В отдельную группу при анализе Антимонопольная выделяла кэптивные порты. Во-вторых, значение имел тот факт, на чьи средства построена портовая инфраструктура.
– Есть терминалы, созданные за бюджетные деньги, и сегодня они сдаются в аренду за скромные 1-2% от выручки, а есть примеры на Тамани, в Усть-Луге, на Дальнем Востоке, куда средства вкладывают частные инвесторы. Условия конкуренции здесь никак не равны, – пояснил господин Шпилевой. И один из самых спорных критериев – это географические границы рынка. ФАС их оценила в соответствии с буквой закона как границы порта.
По словам Шпилевого, результаты исследования уровня конкуренции антимонопольная служба планирует обсудить с участниками рынка в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Дата и место проведения мероприятия пока не уточняются.
Однако «Ъ» уже получил отклик от некоторых компаний, позиция которых в основном определялась наличием или отсутствием собственных портов. Так, например, с выводами ФАС, в корне не согласна Ассоциация морских торговых портов. В августе она направила в ведомство письмо, копия которого есть в распоряжении «Ъ», в котором утверждала, что «по состоянию на 2017 год на рынке сложилась фактическая конкуренция». В UCLH проект ФАС назвали «набором сплошных допущений и исключений», а выводы «абсурдными». По мнению стивидора, Антимонопольная при составлении доклада проигнорировала конкуренцию между мелководными и глубоководными портами при перевалке зерна в Азово-Черноморском бассейне, регулярную обработку кэптивными операторами грузов сторонних клиентов, а также возможность универсальными стивидорными компаниями изменять структуру переваливаемых грузов. В Global Ports, НМТП и группе «Сумма» в комментариях «Ъ» отказали.
«Русал», который не владеет ни одним портом, выразил полное согласие с оценкой Антимонопольной службы. По словам директора департамента транспорта Марии Никитиной, анализ должен базироваться на фактическом состоянии рынка, а не гипотетическом. Если исключить прибалтийские порты, то в России нет конкуренции в стивидорных услугах для рынков Атлантического и Черноморского бассейнов, уверены в «Русале».
Другие источники «Ъ» на рынке считают желание ФАС вести конструктивный диалог «положительным сигналом». При этом они недоумевают, почему влияние РЖД на конкуренцию между портами не рассматривалось. В то время как все порты, в первую очередь, зависят от решения о перевозке грузов и согласования конкретных объемов.
Напомним, что ранее в ФАС заявляли о готовности пойти на мировое соглашение с UCL Holding и Global Ports. В июне этого года компании обвинили в коллективном доминировании на рынке перевалки контейнеров в Петербурге и существенном увеличении тарифов в долларовом и рублевом выражении. Оба стивидора в настоящий момент оспаривают решение Антимонопольной в суде.
Противостояние стивидоров и ФАС началось еще в 2015 году. Так, в марте этого года служба выдала предписания трем компаниям группы Global Ports и ПАО «Новороссийский морской торговый порт». ПКТ должен был перечислить в бюджет 4,17 млрд рублей, «Петролеспорт» – 1,27 млрд рублей, ВСК – 1,6 млрд рублей, а НМПТ – 9,74 млрд рублей. В июле Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск НМТП к Федеральной антимонопольной службе. В сентябре компания выиграла второй суд. Однако ФАС не намерена сдаваться без боя. Глава ФАС Игорь Артемьев в беседе с «Ъ» заявил, что НМТП придется выиграть еще два иска.