В частности, предполагается расширение стратегического партнерства: грузы из Монголии будут переваливаться в российских портах на Дальнем Востоке.
Министр транспорта России Максим Соколов и министр дорог и транспорта Монголии Намхай Тумурхуу отметили необходимость сохранения базовых принципов работы совместного предприятия Улан-Баторской дороги (УБЖД), а также возможность дальнейшей работы по повышению его эффективности. Стороны заинтересованы и в развитии трехстороннего сотрудничества между Россией, Монголией и Китаем в части организации транзитных перевозок.
Однако в 2015 году, по данным Минтранса, объем коммерческих грузовых перевозок сократится на 2,8% по сравнению с 2014 годом. При этом грузооборот морских портов нашей страны в 2015 году должен вырасти на 4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, прогнозируют в Ассоциации морских торговых портов (АСОП).
Ранее на заседании правительства Монголии было принято решение о создании совместного предприятия "Гашуунсухайтская железная дорога" с участием зарубежного инвестора (Shenhua Group Corporation Limited). Подразделение китайской корпорации стало акционером новой компании Монголии, подписав с монгольскими угледобывающими компаниями "Эрдэнэс Таван-толгой", Energy Resources и "Таван-толгой" учредительный договор о создании совместного предприятия "Гашуунсухайтская железная дорога".
Совместное предприятие проложит магистраль по китайскому стандарту колеи 1435 мм между пропускными пунктами на границе Монголии и Китая и будет управлять ими. Дорога соединит автономный район Внутренняя Монголия с провинцией Шаньси (Северный Китай) с выходом к портам Поднебесной.
Между тем, по словам начальника департамента международного сотрудничества РЖД Сергея Столярова, говорить о конкуренции между Россией и Китаем не приходится. Перевозки грузов на Дальний Восток для Монголии — приоритетное направление.
"В первую очередь Монголии нужно было диверсифицировать возможные пути доставки грузов конечным клиентам, — говорит господин Столяров. — Согласно планам двух стран тот объем, что будет перевозиться по линии, строящейся на Китай — в основном для нужд потребления самого Китая".
Специалист полагает, что транзитные перевозки через Китай проблематичны, поскольку инфраструктура достаточно загружена.
В то же время те объемы, которые пойдут транзитом через Россию в порты Дальнего Востока, предполагают доставку в направлении Японии и Кореи, включая внутренний российский рынок.
"Естественно, если Монголия выберет линию только на Китай, это монополизирует рынок и фактически поставит Монголию в зависимость от одного клиента. Что, безусловно, нехорошо", — пояснил Сергей Столяров.
Однако трасса в направлении Китая будет создана в рамках реализации государственной политики по повышению объемов экспорта угля и обеспечению внешнеторгового баланса Монголии. Протяженность дороги — 180 км, а в эксплуатацию ее планировалось сдать еще в середине 2014 года.
По словам руководителя специальной рабочей группы правительства Монголии Мэндсайхана Энхсайхана, стратегический инвестор для "Таван-толгоя" (консорциум компаний из КНР, Японии и Монголии) обязался провести дополнительную геологическую разведку для подтверждения увеличения запасов угля, выполнить работы по прокладке ветки Таван-толгой—Гашуунсухайт, через 30 лет передать 51% ее акций Монгольскому государству, начать строительство завода по переработке угля мощностью 30 млн тонн в год и предоставить нынешнему правительству Монголии $150 млн в качестве предоплаты в счет будущих налоговых выплат.
Источник: gudok.ru/ фото: gudok.ru/