Бесплатный звонок по РФ 8 (800) 234 0 234
Great Britain flag

Таможня

ФТС включила «турборежим»: таможня «переоценила» российский импорт

31 июля 13:11

С середины июля 2025 года участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) массово жалуются на изменения в порядке таможенного оформления грузов, сообщает «Газета.ru». Федеральная таможенная служба (ФТС) скорректировала «ценовой профиль риска» – алгоритм, по которому определяется, соответствует ли заявленная стоимость товара «справедливой» оценке. Если раньше таможня ориентировалась на цены идентичных товаров, то теперь – на среднюю стоимость «однородных».

Проблема в том, что само понятие «однородных товаров» в Положении об особенностях контроля таможенной стоимости ЕАЭС не имеет четкого определения. На практике это приводит к абсурдным ситуациям: например, китайские кроссовки за $20 и дизайнерская пара за $2000 считаются одной категорией, так как формально относятся к одной товарной группе. То же самое – с «Ладой» и «Роллс-Ройсом».

По правилам ЕАЭС, оценка по «однородным» товарам должна применяться только при отсутствии данных об идентичных. Однако российская таможня сделала этот метод основным. Теперь система управления рисками автоматически помечает как подозрительные все грузы, чья заявленная стоимость ниже средней по группе. Это влечет дополнительные проверки, задержки выпуска и доначисление платежей. По данным импортеров, в ряде случаев стоимость растаможки выросла с 200 тыс. до 5 млн рублей за фуру.

При этом бизнес сталкивается не только с финансовыми потерями, но и с операционными сложностями: среднее время таможенного оформления, которое в 2024 году составляло 47 минут для беспроблемных поставок, теперь существенно увеличивается из-за дополнительных проверок, что прямо противоречит поставленной президентом задаче сократить время досмотра до 10 минут.

Особую озабоченность у участников ВЭД вызывает автоматическое изменение их категории риска при доначислении таможенных платежей, что в дальнейшем приведет к усиленному контролю со стороны таможенных органов. В 2024 году только 9,9% участников ВЭД имели статус низкого риска, при этом на них приходилось 71% всех таможенных деклараций.

Наиболее тревожным последствием новых правил может стать переориентация товаропотоков через страны ЕАЭС - Казахстан и Беларусь, где таможенные правила пока остаются более предсказуемыми. Согласно статье 25 Договора о ЕАЭС, товары свободно перемещаются между странами-участницами без повторного декларирования.

Напомним, Приморская транспортная прокуратура выявила нарушения со стороны Владивостокской таможни, из-за которых импортер подшипников для грузовиков переплатил миллионы рублей. Инспекторы усомнились в подлинности сертификатов, представленных компанией, и доначислили антидемпинговую пошлину в размере 21,6 млн рублей. Позже проверка показала, что решение таможни не имело достаточных оснований.
 

Источник:

LogiRus.ru