Практически все международные соглашения очень сильно расстраивают российскую таможню, но нелюбовь к книжкам МДП имеет особый характер. С удручающей регулярностью федеральная служба пытается штурмовать бастионы конвенции, периодически срываясь в кавалеристские атаки, не щадя ни своих, ни чужих. Не считая прямых потерь от усиливающейся нестабильности рынка, условными жертвами этой войны можно назвать каждого гражданина Российской Федерации, который своим кошельком оплачивает крестовые походы российской же таможни против здравого смысла. Вот в конце июня общественности были презентованы планы отмены МДП в России.
Против кого дружим?
Само извещение заинтересованных сторон произошло пусть и немного невнятно, зато пафосно. В ходе пресс-конференции: «Внешнеэкономическая деятельность России и рынок трансграничных перевозок: угрозы экономике и безопасности РФ и стран ЕАЭС» заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России Руслан Давыдов совместно с рекрутированными представителями науки и экспертного сообщества рассказал собравшимся об очередных угрозах суверенитету России, спрятанных в положениях МДП. Если отжать всю воду из выступлений уважаемых докладчиков, то в сухом остатке получается что: а) сама по себе конвенция устарела и не отвечает современным реалиям; б) крайне сложна в практической реализации (бумажные книжки намного менее клиентоориентированы, чем электронные продукты, продвигаемые ФТС РФ); в) не понять, кто определяет правила ее исполнения; г) этот не понять кто еще и максимально непрозрачен, к тому же, потенциально, нечистоплотен (фигурировала информация о судебных исках в Швейцарии, и вообще все плохо), наконец – д) е) ж) и другие буквы: бюджет РФ недополучает денег, Россия крайне зависима от действий иностранных распорядителей МДП, доминирование одной организации деформирует рынок и снижает возможности конкуренции, а также все по уже классическому сценарию – «они все дружат против нас, нам нужно организовать свою дружбу против них».
Вот с этого момента все становится совсем неясным: кто против нас дружит и с кем нам нужно задружиться. Но слова Руслана Давыдова и других докладчиков трактуются совершенно однозначно: мы долго терпели и вот наше терпение лопнуло. Пора, создавать свое. А что свое? Тут однозначности становится гораздо меньше. Видимо, нашим ответом пресловутым книжкам должен стать некий новый продукт, который совершенно такой же, но абсолютно другой.
Бумажные документы – зло. Киберопасности – на каждом шагу
Рассказывая вкратце, отметим две отличительных характеристики нынешнего положения дел. Перевозчик, аккредитованный соответствующим национальным органом (в РФ – АСМАП), получает возможность ускоренного пересечения границ и рассмотрения споров без задержки груза в пути следования. Это стоит денег и определенных репутационных вложений, но конечная выгода перевешивает издержки. Система начала работать в середине прошлого века, периодически проходит процедуры апгрейда и устраивает всех, кроме российской таможни.
По словам Руслана Давыдова… впрочем, очень сложно ориентироваться в словах Руслана Давыдова, поскольку он сначала указывает в качестве недостатка МДП отсутствие адаптивности ко всем новым электронным возможностям (книжка – она и есть книжка), но затем говорит о неких киберопасностях, указывает на то, что в рамках положений конвенции крайне сложно определить недобросовестного поставщика услуг. А с другой стороны, в качестве обвинения, выдает тезис об избыточности фильтров для допуска компании к действующей системе. Теперь десерт: по мнению ФТС, срок рассмотрения претензий слишком краток, что приводит к потерям платежей. По словам чиновника, срок составляет порядка двух с половиной лет. И если это мало, то сколько нужно «зеленым», чтобы, наконец, понять, что им чего-то недоплатили? В общем – «система прогнила», и, как водится, по просьбам трудящихся ФТС РФ предлагает кардинальные изменения. Вывод восхитителен в своей простоте – коль «у них» все плохо, нужно сделать свое родное. Правда, здесь возникают очень непростые нюансы.
Разбор полётов
Коль МСАТ на конференцию не приглашали, и хоть как-то апеллировать организация не могла, мы проясним некоторые моменты, в которых участники мероприятия оказались неискренны или просто недостаточно осведомлены. Начнем с того, что об исках к МСАТ в швейцарских судах никакой информации обнаружить не удалось. Впрочем, эксперты не исключают возможность того, что какая-то компания (или несколько компаний) могли попробовать что-нибудь у МСАТ отсудить – так эта практика повсеместно и нет-нет, да и случается с любой представительной организацией.
«МСАТ отчитывается регулярно, сколько в каких странах недостаток, сколько возвращено претензий, сколько уплачено за недоставки, − отмечает один из топ-менеджеров крупной компании, не пожелавший публичности. − Вы хоть раз такую информацию за последние годы от ФТС по национальной системе видели? А сколько раз просили».
Кроме того, участники рынка указывают на то, что перевозчик на границе, ссылаясь на гарантийный сертификат, слышит «не знаю, что вы рассчитали, у нас риски и обеспечение вашего товара должно быть больше». В итоге приходится снова идти к широко известной в узких кругах компании и доплачивать.
«В ЕС есть фиксированные ставки обеспечения, там десяток категорий товара попадает под обеспечение. У нас − все товары под обеспечением, и как его рассчитать − вопрос. Этот вопрос в проекте кодекса не решен. Так что нам со своей региональной системой обеспечения транзита до Европы − как до Луны. А это − одни красивые разговоры», − констатирует менеджер одной из внешнеторговых организаций.
Фактически речь не идет о каком-то выходе из конвенции, а просто о бойкотировании TIR. Соответственно, для отечественных компаний единственная возможность сохраниться на рынке – это работать на два фронта: внутри страны действовать по правилам, навязанным ФТС, а после пересечения границы доставать из-под сиденья книжку МДП. Что это будет означать на практике?
Двойную финансовую нагрузку, двойное администрирование (а с учетом имеющегося опыта, можно сказать, и тройное, поскольку «избранные поставщики ФТС» чрезвычайно креативны в установлении новых правил) для отечественных компаний. Смогут ли они потянуть такое бремя? Вопрос крайне интересный. Особенно с учетом снижающихся показателей российской экономики.
«В настоящее время развитие мировой экономики в целом, и транспортной системы в частности определяет тренд на глобализацию, − отмечает генеральный директор «Инфо-Лайн» Михаил Бурмистров. − Национальные администрации стремятся снизить издержки для своих компаний. Тот, кто строит дополнительные барьеры, оказывается в проигрыше, какими бы мотивами ни руководствовался. Проблемы фискальной политики необходимо решать через оптимизацию деятельности соответствующих органов, а не через продуцирование дополнительных обременений для бизнеса». Эксперт уверен, что стремление увеличить собираемость платежей не может служить оправданием для усложнения правил пересечения границы, поскольку негативный мультипликативный эффект таких мер обернется для бюджета еще большими потерями.
Отметим, что большинство таможенных органов стран-участниц конвенции не отмечают каких-либо радикальных сложностей с ее реализацией. Более того, общей тенденцией является снижение издержек, связанных с осуществлением национального контроля за перемещением грузов.
«Все проблемы только в головах ФТС, − отмечает директор одного из коммерческих предприятий. − Их пожелание − списание (оплата) любых претензий таможенных органов сразу, а потом − идите, судитесь, возвращайте деньги. С чем категорически не согласны и сами перевозчики и АСМАП и МСАТ, поскольку имеют богатый опыт «необоснованных претензий», которые весьма успешно отбивались на самой ранней стадии рассмотрения. Что категорически не устраивает ФТС».
Предложение ФТС интересно только ФТС
Как ни печально, но мы имеем дело со своеобразным конфликтом хозяйствующих субъектов. И, как еще более ни печально, орган федеральной исполнительной власти (коим является ФТС) втянут в эти конфликты по самое «не балуйся». Бенефициар очередной борьбы за суверенность – небезызвестная, «дружащая» с ФТС компания «АрсеналЪ». Глобально, в не столь уж отдаленной перспективе России грозит потеря пресловутого транзитного потенциала. Да, «объехать» ее достаточно сложно, но как показывает практика, это просто задача, которую нужно будет решить.
При этом крайне маловероятно, что страны-участницы Таможенного или Евразийского экономического или каких-то других союзов все-таки войдут в некое отдельное соглашение, предложенное ФТС. Поскольку, так или иначе, ФТС РФ предлагает им просто дополнительное обременение. Если до этого они были как бы зависимы от МСАТ, то теперь еще и от некоего дополнительного, пока плохо обозначенного органа, регулирующего альтернативную систему оформления перевозок. Конечно, теоретически можно предположить, что когда-нибудь будет сформировано какое-то общее таможенное пространство, где «большой брат» сумеет предложить лучшие, чем общемировые условия пересечения границ, но пока сложно понять логику, согласно которой власти, например, Киргизии, Казахстана и т.д. решатся поделиться еще одной частью своего суверенитета ради непонятных целей. Особенно интересно в этом отношении положение Армении, которая не имеет границ с ЕАЭС и может поддерживать или не поддерживать что угодно, целиком завися от доброй воли непосредственных соседей.
В целом, как ни грустно, возникает ощущение, что мы наблюдаем очередной раунд некой торговли брендом, когда интересы государства и экономики страны в целом ставятся на карту ради непонятных амбиций и коммерческих интересов отдельных компаний. Хочется верить, что вся эта история с отменой книжек закончится к обоюдному согласию сторон. Но, похоже, ФТС жестко пошла на мяч, и рынок ожидает очередная «перезагрузка», оплатить которую потребители уже не смогут.
Разбор полётов
Коль МСАТ на конференцию не приглашали, и хоть как-то апеллировать организация не могла, мы проясним некоторые моменты, в которых участники мероприятия оказались неискренны или просто недостаточно осведомлены. Начнем с того, что об исках к МСАТ в швейцарских судах никакой информации обнаружить не удалось. Впрочем, эксперты не исключают возможность того, что какая-то компания (или несколько компаний) могли попробовать что-нибудь у МСАТ отсудить – так эта практика повсеместно и нет-нет, да и случается с любой представительной организацией.
«МСАТ отчитывается регулярно, сколько в каких странах недостаток, сколько возвращено претензий, сколько уплачено за недоставки, − отмечает один из топ-менеджеров крупной компании, не пожелавший публичности. − Вы хоть раз такую информацию за последние годы от ФТС по национальной системе видели? А сколько раз просили».
Кроме того, участники рынка указывают на то, что перевозчик на границе, ссылаясь на гарантийный сертификат, слышит «не знаю, что вы рассчитали, у нас риски и обеспечение вашего товара должно быть больше». В итоге приходится снова идти к широко известной в узких кругах компании и доплачивать.
«В ЕС есть фиксированные ставки обеспечения, там десяток категорий товара попадает под обеспечение. У нас − все товары под обеспечением, и как его рассчитать − вопрос. Этот вопрос в проекте кодекса не решен. Так что нам со своей региональной системой обеспечения транзита до Европы − как до Луны. А это − одни красивые разговоры», − констатирует менеджер одной из внешнеторговых организаций.
Фактически речь не идет о каком-то выходе из конвенции, а просто о бойкотировании TIR. Соответственно, для отечественных компаний единственная возможность сохраниться на рынке – это работать на два фронта: внутри страны действовать по правилам, навязанным ФТС, а после пересечения границы доставать из-под сиденья книжку МДП. Что это будет означать на практике?
Двойную финансовую нагрузку, двойное администрирование (а с учетом имеющегося опыта, можно сказать, и тройное, поскольку «избранные поставщики ФТС» чрезвычайно креативны в установлении новых правил) для отечественных компаний. Смогут ли они потянуть такое бремя? Вопрос крайне интересный. Особенно с учетом снижающихся показателей российской экономики.
«В настоящее время развитие мировой экономики в целом, и транспортной системы в частности определяет тренд на глобализацию, − отмечает генеральный директор «Инфо-Лайн» Михаил Бурмистров. − Национальные администрации стремятся снизить издержки для своих компаний. Тот, кто строит дополнительные барьеры, оказывается в проигрыше, какими бы мотивами ни руководствовался. Проблемы фискальной политики необходимо решать через оптимизацию деятельности соответствующих органов, а не через продуцирование дополнительных обременений для бизнеса». Эксперт уверен, что стремление увеличить собираемость платежей не может служить оправданием для усложнения правил пересечения границы, поскольку негативный мультипликативный эффект таких мер обернется для бюджета еще большими потерями.
Отметим, что большинство таможенных органов стран-участниц конвенции не отмечают каких-либо радикальных сложностей с ее реализацией. Более того, общей тенденцией является снижение издержек, связанных с осуществлением национального контроля за перемещением грузов.
«Все проблемы только в головах ФТС, − отмечает директор одного из коммерческих предприятий. − Их пожелание − списание (оплата) любых претензий таможенных органов сразу, а потом − идите, судитесь, возвращайте деньги. С чем категорически не согласны и сами перевозчики и АСМАП и МСАТ, поскольку имеют богатый опыт «необоснованных претензий», которые весьма успешно отбивались на самой ранней стадии рассмотрения. Что категорически не устраивает ФТС».
Предложение ФТС интересно только ФТС
Как ни печально, но мы имеем дело со своеобразным конфликтом хозяйствующих субъектов. И, как еще более ни печально, орган федеральной исполнительной власти (коим является ФТС) втянут в эти конфликты по самое «не балуйся». Бенефициар очередной борьбы за суверенность – небезызвестная, «дружащая» с ФТС компания «АрсеналЪ». Глобально, в не столь уж отдаленной перспективе России грозит потеря пресловутого транзитного потенциала. Да, «объехать» ее достаточно сложно, но как показывает практика, это просто задача, которую нужно будет решить.
При этом крайне маловероятно, что страны-участницы Таможенного или Евразийского экономического или каких-то других союзов все-таки войдут в некое отдельное соглашение, предложенное ФТС. Поскольку, так или иначе, ФТС РФ предлагает им просто дополнительное обременение. Если до этого они были как бы зависимы от МСАТ, то теперь еще и от некоего дополнительного, пока плохо обозначенного органа, регулирующего альтернативную систему оформления перевозок. Конечно, теоретически можно предположить, что когда-нибудь будет сформировано какое-то общее таможенное пространство, где «большой брат» сумеет предложить лучшие, чем общемировые условия пересечения границ, но пока сложно понять логику, согласно которой власти, например, Киргизии, Казахстана и т.д. решатся поделиться еще одной частью своего суверенитета ради непонятных целей. Особенно интересно в этом отношении положение Армении, которая не имеет границ с ЕАЭС и может поддерживать или не поддерживать что угодно, целиком завися от доброй воли непосредственных соседей.
В целом, как ни грустно, возникает ощущение, что мы наблюдаем очередной раунд некой торговли брендом, когда интересы государства и экономики страны в целом ставятся на карту ради непонятных амбиций и коммерческих интересов отдельных компаний. Хочется верить, что вся эта история с отменой книжек закончится к обоюдному согласию сторон. Но, похоже, ФТС жестко пошла на мяч, и рынок ожидает очередная «перезагрузка», оплатить которую потребители уже не смогут.