Министр финансов Антон Силуанов на коллегии Федеральной таможенной службы (ФТС) предложил к середине апреля подготовить детальный план по снижению административной нагрузки на бизнес в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В частности, в качестве эксперимента предлагается ввести таможенный аудит, который может полностью заменить или дополнить существующий пост-контроль.
Вообще термины «таможенный аудит», «посттаможенный аудит», «аудит после очистки» получили в мире распространение совсем недавно — с 2012 года, после принятия Всемирной таможенной организацией соответствующего «Руководства...». Согласно европейской трактовке таможенный аудит — это деятельность, направленная на предотвращение и выявление нарушений таможенного законодательства с целью определения размера недоимки или излишне уплаченной суммы.
Эта процедура до конца не унифицирована и применяется везде по-разному, с учетом национальных особенностей. Например, в Японии и Финляндии таможенный аудит полностью заменяет проверку, не дает проверяемой компании возможности исправить свои ошибки и недочеты. В Индии, напротив, главной задачей аудита является создание благоприятных условий для добровольного соблюдения требований и ограничений. Данный инструмент применяется в том числе для формирования «белого списка» (наш аналог — перечень компаний из так называемой «группы низкого риска»).
Каким же должен быть таможенный аудит в России? И нужен ли он? Этими вопросами сейчас озабочены не только таможенники, но и бизнесмены.
Как считают в ФТС, аудит прежде всего должен быть направлен на стимулирование законопослушного бизнеса, дающего большой объем платежей. Кроме того, создание такого института упростит взаимоотношения с иностранными партнерами. Начальник отдела ВЭД крупного российского экспортера металлопродукции Сергей Черкашин отметил, что в принципе его компания поддерживает шаги по установлению партнерских отношений таможни с деловыми кругами. «Если мы добровольно согласимся присоединиться к системе, то хотели бы получить некоторые преференции, — уточняет эксперт. — Речь идет о «зеленом коридоре», или автовыпуске — первоочередном порядке совершения таможенных операций, переходе на стопроцентный электронный документооборот при представлении документов, отмене запросов на представление документов на идентичные товары в рамках одного договора, исключении контакта с сотрудником таможни при проведении внешнеторговых операций (кроме случаев осмотра и досмотра)».
Однако не все так просто. Сейчас в нашей стране понятие «аудит» означает лишь независимую проверку бухгалтерской отчетности и не имеет никакого отношения к государственному контролю. Это всего лишь один из видов предпринимательской деятельности. Поэтому внедрение таможенного аудита повлечет серьезное изменение действующего законодательства и нормативной базы.
В связи с этим в конце прошлого года в ФТС создана рабочая группа, куда вошли международные аудиторские компании «большой четверки», профессиональные бизнес-объединения. Издан приказ №2053 «О проведении эксперимента по установлению возможности использования таможенными органами России аудиторских заключений для целей таможенного контроля». Продлится эксперимент до конца текущего года.
«Пока подобные аудиторские услуги оказываются достаточно редко. Решения, предлагаемые аудиторами, являются типовыми и неэффективными, — полагает эксперт-консультант по таможенным вопросам одной из аудиторских компаний Олег Олигер. — Рынок аудита внешнеэкономической деятельности слаборазвит. Особенно это касается его методологического наполнения и нормативного регулирования, что влечет за собой серьезные ограничения».
Аудиторы считают, что в ходе эксперимента работа должна идти в двух направлениях. Первое — общее, в нем подлежат изучению основные показатели, отражающие финансово-хозяйственную и внешнеэкономическую деятельность, платежеспособность и т.д. Второе направление — специализированное, связанное сугубо с таможенными операциями. Кстати, для последнего у большинства отечественных аудиторских компаний не хватает специалистов.
«Вопрос об обязательности аудита при включении участников ВЭД в перечень юрлиц, которым предоставляются упрощения на этапе декларирования и выпуска, в данный момент не рассматривается, — заявил «МК» начальник главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС Валерий Селезнев. — Вывод о нецелесообразности использования аудиторских заключений в ходе таможенного контроля можно будет сделать после анализа итогов эксперимента, полноты и достоверности сведений в аудиторских заключениях, их компетенции, оценки всех рисков».
Источник: www.tks.ru Фото: kazakh-zerno.kz