Крупнейший игрок на рынке инфраструктурного строительства в России и единственная публичная компания в отрасли ПАО «Мостотрест» по итогам 2015 года увеличила свою рыночную долю до 13,9% против 13,4% годом ранее, сообщила пресс-служба строительной компании, публикуя консолидированную отчетность.
Рост доли «Мостотреста» стал возможным даже при 5%-ном падении выручки компании до 143,2 млрд рублей, поскольку весь российский рынок строительства транспортной инфраструктуры, по подсчетам специалистов «Мостотреста», сжался также на 5% до 594,5 млрд рублей.
По словам генерального директора «Мостотреста» Владимира Власова, снижение выручки в 2015 году можно считать незначительным в условиях экономической нестабильности, сложного финансового положения многих подрядных организаций и банковского кризиса. «Столь низкого уровня финансирования федеральных строек в истории отрасли еще не было», – отметил Власов. Прирост рыночной доли компании в условиях падающего рынка позволяет «Мостотресту» сделать вывод, что компания в прошедшем году укрепила свои позиции в отрасли, даже несмотря на снижение чистой прибыли по МСФО на 30% до 4,2 млрд рублей.
В презентации «Мостотреста» к публикуемой отчетности неоднократно подчеркивается, что рынок инфраструктурного строительства в России переживает трудные времена, поскольку заметно сокращается бюджетное финансирование отрасли, растет количество строительных компаний, попавших в сложное финансовое положение. Среди них присутствуют и подрядчики «Мостотреста».
Описывая ситуацию на рынке, специалисты «Мостотреста» отмечают, что в прошлом году на финансирование дорожного строительства пришлось 74% от общих бюджетных расходов на транспортную инфраструктуру или 438 млрд рублей. На содержание мостов и дорог было потрачено чуть больше трети всего «дорожного» бюджета - порядка 198 млрд рублей, на строительство дорог и мостов пришлось 240 млрд рублей или 41%. Эти показатели оказались в совокупности на 6% меньше уровня бюджетных расходов на дороги 2014 года: тогда в этот сегмент транспортной инфраструктуры было инвестировано 469 млрд рублей. Причем, если суммы на текущий ремонт и содержание дорог отличаются незначительно в 2015 и 2014 годах, то расходы на строительство новых дорог в 2015 году сократились существенно - на 38 млрд руб.
Тем временем, по данным компании, возросли инвестиции в развитие морских и речных портов: в 2015 году в по этой статье государственные расходы выросли на 112% и составили 76 млрд рублей, что более чем в два раза превышает прежний уровень финансирования (в 2014 году - 36 млрд рублей). В инфраструктуру остальных видов транспорта в прошедшем году было инвестировано в несколько раз меньше. Так, в строительство железных дорог инвестировано в 10 раз меньше – 43 млрд рублей (7% от всего «инфраструктурного бюджета»), еще меньше вложено в строительство аэропортов – 6% или 37 млрд рублей. Эти показатели на треть ниже, чем годом ранее: в 2014 году на строительство аэропортов и железнодорожной инфраструктуры было выделено 57 и 62 млрд рублей соответственно.
Значительную часть финансирования в транспортную инфраструктуру правительство направило на проекты, предусмотренные организацией Чемпионата мира по футболу 2018 года и строительство транспортного перехода через Керченский пролив в Крым.
Участие «Мостотреста» в этих проектах и обусловило увеличение доли рынка компании. Общий бэклог (портфель заказов) «Мостотреста» по состоянию на конец 2015 года составил 298,2 млрд рублей, сообщила пресс-служба компании. Почти половина портфеля заказов «Мостотреста» – 43% – приходится на приоритетные для государства проекты, четверть портфеля – на проекты по развитию транспортной инфраструктуры Москвы.
В частности, в 2015 году компания заключила контракт на строительство участка дороги Солнцево – Бутово – Видное от Киевского шоссе до Калужского шоссе стоимостью 22,4 млрд рублей, добавила в бэклог дополнительные соглашения к госконтракту на строительство инфраструктуры на западе Москвы, включая развитие транспортных связей со «Сколково», стоимостью в 17,7 млрд рублей, а также на строительство комплекса новой взлетно-посадочной полосы в Шереметьево стоимостью 14,9 млрд рублей.
В начале 2016 года к этим проектам добавились ещё две крупных площадки – это строительство транспортного перехода через Керченский пролив (82,1 млрд рублей) и участка дороги Москва – Санкт-Петербург от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе (20,8 млрд рублей).
В материалах «Мостотреста» содержатся данные о том, что тендерная активность в сегменте строительства автодорог в 2015 году упала на 35%. Суммарный объем торгов составил 386,3 млрд рублей, при этом средний размер тендера вырос на 48% до 8,6 млрд рублей против 5,8 млрд рублей годом ранее. Большинство тендеров разыграло Федеральное дорожное агентство – 67% всех контрактов.
Согласно прогнозу «Мостотреста» на текущий год, игрокам рынка инфраструктурного строительства предстоит столкнуться с дальнейшим сокращением бюджетных расходов и отсутствием новых торгов. «В 2016 году снижение объема ввода в эксплуатацию строек будет опережать снижение объемов финансирования», - такой прогноз содержится в материалах компании. Кроме того, «Мостотрест» отмечает и падение конкуренции в отрасли на фоне увеличения количества строительных компаний, попавших в трудное финансовое положение. «Что касается ожиданий на 2016 год, то, безусловно, это будет еще более непростой период для отрасли», – приводятся в пресс-релизе компании предостережения гендиректора «Мостотреста» Владимира Власова.
ПАО «Мостотрест» — российская строительная компания, основанная в 1930 году. Основными направлениями бизнеса группы «Мостотрест» являются строительство и реконструкция мостов (в том числе автодорожных, железнодорожных и городских), автомобильных дорог, а также других объектов транспортной инфраструктуры; оказание услуг по содержанию, ремонту и оперированию автомобильными дорогами.
Чистая прибыль ПАО «Мостотрест» по МСФО в 2015 году снизилась на 30% и составила 4,2 млрд рублей. Выручка компании в 2015 году составила 143,2 млрд рублей, что на 5% ниже результатов, полученных годом ранее.
В настоящее время «Мостотрест» принимает участие в реализации таких проектов, как строительство участков автомобильной дороги М 11 «Москва — Санкт-Петербург», строительство и реконструкция автомобильных дорог М-4 «Дон», М-9 «Балтия», Борского моста в Нижнем Новгороде и Ворошиловского моста в Ростове-на-Дону.
94,2% акций ПАО «Мостотрест» принадлежат ОАО «ТФК-Финанс» (находится под контролем НПФ «Благосостояние»), 5,8% акций «Мостореста» находится в свободном обращении и торгуется на Московской межбанковской валютной бирже.
Источник: Наталия Дементьева, Gudok.ru
Фото: www.sibdom.ru