Генеральный директор ГК «Деловые линии» Фарид Мадани считает, что реакцию рынка на 14-й пакет санкций ЕС можно будет увидеть через два-три месяца, так как сейчас «он адаптируется под новые условия, происходит поиск новых финансовых агентов и партнеров», пишет Forbes.
Проблемы с платежами приводят к задержкам отгрузок товаров или полному отказу от них, рассказала Forbes о проблеме специалист по трансграничным платежам группы компаний «Нео карс» Екатерина Егорова
– Например, в декабре приостановки платежей растянулись на два месяца. Деньги, отправленные в начале декабря 2023 года, были получены нашими китайскими контрагентами в феврале 2024-го, из-за чего произошли задержки в отгрузках товара, в том числе и тех, которые были полностью оплачены. Возникли большие потери в связи с вынужденными компенсациями клиентам или даже полными возвратами. Деньги пришлось изымать из оборота.
Из-за проблем с трансграничной оплатой платежи за уже выполненные перевозки могут задерживаться на несколько месяцев, рассказал собеседник Forbes из логистической компании. Чтобы оплата пошла, факта доставки груза обычно недостаточно, заказчик еще должен получить оригиналы документов. Таким образом, продолжает собеседник издания, перевозчики фактически на беспроцентной основе кредитуют своих заказчиков, а сами несут расходы, чтобы в принципе выполнить доставку груза. В условиях, когда перевозчик довез, но не отгрузил товар из-за задержек и отказов зарубежных банков, клиент не оплачивает доставку, и, следовательно, логистические компании уходят в серьезный минус.
Кроме того, последние ужесточения исключили возможность импортировать доллары в США через большинство банков, добавила финансовый директор BXB by Boxberry Ольга Нещадим. А сотрудничество с теми, кто продолжает работать, складывается в условиях строгого контроля за соблюдением лимитов суммы переводов. Речь про лимиты, которые устанавливают сами банки. Например, требование, чтобы сумма платежа для перевода была не менее $10 000 за раз. Не попавший под санкции Райффайзенбанк ввел лимит в $15 000.
– Расчеты в долларах усложнились после прекращения платежей Райффайзенбанком две недели назад, – рассказала руководитель отдела по финансовому контролю и международным стандартам финансовой отчетности NOYTECH Supply Chain Solutions Светлана Рубцова. – Количество банков, работающих с долларами, сократилось, а спрос на открытие счетов в них значительно возрос. Сроки ожидания открытия счета варьируются от месяца до полугода. Мелкие российские банки, где еще доступны операции с USD и EUR, не справляются с потоком заявок».
По данным директора по развитию бизнеса SOTA Logistic Игоря Чернышева, европейские кредитно-финансовые учреждения вообще не принимают переводы из России, даже от Газпромбанка, который не под санкциями.
По словам участников рынка, опрошенных Forbes, сложности с оплатой возникают при взаимодействии практически со всеми странами, с которыми Россия ведет торговлю, в том числе с Турцией, Казахстаном, Китаем. – Все они требуют предоставления полного пакета документов по каждой сделке, включая договоры с контрагентами для подтверждения того, что конечным получателем либо перевозчиком данного груза не является подсанкционная компания, – пояснил Игорь Чернышев.
Все же, по словам директора направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрия Суховерши, с платежами в Китай ситуация пока не самая сложная. Ведь можно открыть счет в юанях в российском банке, не входящем в SDN-лист, и совершить платеж в адрес китайского банка, минуя корреспондентские банки в юрисдикциях, которые ввели санкции.
– В ряде случаев наши партнеры из Китая предлагают оплачивать их услуги в рублях на территории России, и это значительно упрощает всю схему денежных переводов, – поделился опытом Игорь Чернышев.
Однако многие участники рынка, опрошенные Forbes, работают с мелкими банками на севере КНР. Оплата в этих банках возможна в том числе в рублях. Дело в том, что по китайскому законодательству 50-километровая зона вдоль границы считается офшорной, и банки могут принимать платежи в валюте граничащей с ними страны, пояснил Игорь Чернышев.
Кроме того, часть импортеров и логистических компаний начали открывать свои представительства или филиалы в других странах, таких как Китай, Турция и Казахстан, чтобы расплачиваться за логистику оттуда.
– Если мы говорим про открытие своей компании в другой стране, это весомые затраты, и не факт, что с банком в этой стране все будет нормально и туда будут ходить платежи из России. К завершению открытия компании те продукты или финуслуги, которые она должна была оказывать, возможно, будут уже не актуальны, – предупредил генеральный директор компании ЕТЕ Кирилл Рассадкин. Более того, при задействовании юрисдикции третьих стран комиссия растет на 7 процентных пунктов и более за перевод, добавил Игорь Чернышев.
Напомним, cтраны «большой семерки» и Евросоюз изучают способы «закрутить гайки» в отношении тех банков, которые якобы помогают России обходить санкции при помощи российского аналога SWIFT – Системы передачи финансовых сообщений. LR
Источник: LOGIRUS